Тамара Винокурова
Консультация для педагогов ДОУ «Планирование образовательно-воспитательной работы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ, это условие целеустремлённости и организации труда воспитателя. Задача педагога – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с ребё нком полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Планирование образовательно-воспитательной работы в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Основой планирования воспитательно-образовательной работы с детьми является реализуемая Основная образовательная программа ДОУ (для нас это программа «Детство») в которой обозначены задачи и содержание деятельности воспитателя с детьми.
В какой бы форме ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать требованиям ФГОС ДО и основываться на определё нных принципах:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Перспективный план воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц.
Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно, в каждой возрастной группе на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Утверждается заведующим ДОУ.
Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ и традиционные события (праздники) или лексические темы и т. д. Допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида.
Структура перспективного плана (в зависимости от программы ДОУ) :
1. Цели и задачи;
2. Сроки реализации;
3. Разделы перспективного плана могут быть по видам детской деятельности:
• Двигательная
• Игровая
• Изобразительная
• Чтение художественной литературы
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Трудовая
• Музыкально-художественная
• Конструирование
Или по направлениям развития и образования детей (ФГОС ДО) :
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
4. Виды детской деятельности,
5. Используемая литература и методические пособия.
6. Работа с родителями (родительское собрание, консультации)
Исходя из общих основных принципов планирования и опираясь на методические рекомендации «Дошкольное образование : ориентиры и требования», основой планирования работы в группах является реализуемая комплексная программа, в которой задачи и содержание работы воспитателя можно представить в двух разделах:
1. «Организация жизни и воспитание детей»,
2. «Обучение на занятиях».
То есть планирование должно отражать три стороны педагогической работы :
1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий).
2. Совместная деятельность взрослых и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
• Утренний отрезок времени.
• Прогулка.
• Вечерняя прогулка.
Планирование утреннего отрезка времени
Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа, и прописывает какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
• игровую деятельность,
• беседы с детьми,
• рассматривание предметов и иллюстраций,
• короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Планирование второй половины дня
Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:
• уборку групповой комнаты;
• ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
• стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
• изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:
• кукольный, настольный, теневой театры;
• концерты;
• спортивные, музыкальные и литературные досуги;
• слушание аудиокассет и многое другое.
В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.
Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.