Анжелика Делова
Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Мой интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере.
Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Публикация «Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими.
С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, "обесчувствованию" людей способствует сама современная жизнь. Находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.
Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на "детские" проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо создать следующие условия:
.безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
• равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада;
• гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления.
Тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"
Жизнь в нашем детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей. Большое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.
Для детей младшей группы мы создаем «домотеки». Это приближает обстановку детского сада к семейной.
Я провожу с детьми игры для развития эмоциональной сферы («Необычный колобок» (мяч, передаваемый по кругу, вспоминая сказку «Колобок», «Живые картинки» (картинки с эмоциями сказочных героев)
С детьми средних групп я провожу занятия по коррекционно-развивающей программе С. И. Семенака «Уроки добра». Так как в этом возрасте агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.
Коррекционно – развивающая программа включает 21 занятие, которые я провожу с ноября по март. 1 раз в неделю в процессе которых решаю ряд важных задач:
-раскрываются понятия – «добра» и «зла»;
-знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
-изучение эмоционального состояния другого и собственного образа, соотнося его с конкретной ситуацией;
-развитие эмоциональной произвольности;
-изучение способов управления собственным поведением.
Для этого в средней группе есть небольшой уголок психологической разгрузки – «дерево настронения», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения.
Знакомство с базовыми эмоциями в старших группах осуществляется,на специально организованных занятиях по программе эмоционального развития Крюковой С. В. и Слободянник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (17 занятий по 1 занятию в неделю с декабря по март, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства.
Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии, кроме того дети знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.
С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки развивается эмоциональной сфера детей.
В старших группах создан экран настроения.
В соответствии с ФГОС для успешной реализации программы эмоционального развития детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия, на основе которых организована моя деятельность по психологическому сопровождению эмоционального развития детей :
. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
. защита детей от всех форм физического и психического насилия.
.Таким образом, считаю, что эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
.Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.
Не менее важной задачей считаю профилактику возникновения конфликтных ситуаций, для чего провожу соответствующие беседы с ребенком. Стремлюсь, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с его собственным (например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, плохим, хорошим, обычным, странным.
Считаю, что не следует всеми силами стремиться предотвращать некоторые конфликты, не следует относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые конфликтные ситуации (например, несколько детей одновременно хотят играть с одной игрушкой, и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения опыта разрешения конфликтов.
.Большое внимание уделяю работе с родителями.
Традиционно уделяя внимание физическому здоровью своего ребенка, некоторые родители до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
На эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких).
Если с рождения ребёнка окружает любовь и забота близких, то у него формируется чувство защищённости. Психологи установили, что дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Только чувствуя любовь матери, отца и близких людей, т. е. дедушки, бабушки, ребёнок растёт эмоционально благополучным. Важно, чтобы семья была полной.
Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы должны много работать с родителями. Коллектив детского сада и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу : считать его полноправным членом семьи и детского сада, уважать, прислушиваться к его мнению.
.С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья.
.Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка - искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей, специалистов детского сада. Поэтому, немаловажное значение в данном направлении, считаю, имеет работа с педколлективом.
Консультации, тренинги, деловые игры, диагностики, которые я провожу с педагогами по эмоциональному развитию детей и самих педагогов, проходят оживленно, вызывают искренний интерес коллег.
Проводимая мною работа по психологическому сопровождению эмоционального развития детей в течение 3х лет имеет положительные результаты. Если в 2013 году высокий уровень имели только 42% детей, и 10% детей с низким уровнем, то в 2015 году 98% детей имеют высокий и средний уровень эмоционального благополучия, из них 58% - с высоким уровнем.
.Я считаю, что эмоциональная сфера, определяющая детям 3-7 лет их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.