Венера Масалимова
Консультация для педагогов ДОУ «Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов ДОУ
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности»
Подготовила и провела воспитатель
МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка» г. Бирск
Масалимова Венера Васигатовна
Что я слышу – забываю.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега.
Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка пузырек отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?.
Примерно такую картину наблюдал однажды весной Николай Николаевич Поддъяков – замечательный психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, руководимого А. В. Запорожцем.
Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н. Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Подобную деятельность Н. Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохина, С. Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Н. Н. Поддьяков
Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов);
- развитие представлений о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;
- развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).
2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов ( оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);
3. Развитие умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение
- формирование способов познания путём сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:
-постановка проблемы,
-целеполагание (что нужно сделать,
- выдвижение гипотез (поиск путей решения,
- проверка гипотезы,
- анализ полученного результата (подтвердилось, не подтвердилось,
- формулирование вывода.
Должна соблюдаться техника безопасности.
1 Бери только нужные для работы материалы
2 С сыпучими предметами работай на подносе
3 Пробовать на вкус можно только в том случае, если уверен в том, какое вещество ты пробуешь
4 Окончив работу, положи все на место
Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать. Опытно- экспериментальная деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям ребенка.
В младшем возрасте можно проводить игры с водой: «Водичка – водичка», «Кто живет в воде», «Брызгалки», «Пускаем кораблики», «Мыльные пузыри». Игры с песком: «Маленькие художники», «Лепим пирожки». Игры с камешками «Тонет- не тонет».
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.) Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой. ,
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
В средней группе работа введется с небольшим усложнением. Дети более осознанно относятся к проведению игр-опытов : со снегом. льдом, деревом, камнями. Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность у детей повышается.
Очень интересно проходят занятия со старшими детьми. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты :
-«Экспериментирование с песком, глиной» (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)
- «Опыты с водой» (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) .
-«Экспериментирование с воздухом» (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха). Наблюдение за жизнью растений, животных Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут? Могут ли животные жить в земле?
-«Экспериментирование с предметами» (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)
Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
В уголке экспериментирования рекомендуется иметь :
Приборы помощники:
- увеличительное стекло, весы (безмен, песочные часы, магниты, мерные ложки, линейки, сито, шприцы без иглы;
- разнообразные сосуды разного объема и формы (стаканчики. тарелки, формочки;
- природный материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья,мех, шишки,листья деревьев, семена и т. д.
-бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки,и т. д.
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.
прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, поролон, металлические предметы,соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, зеркала и т. д
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Подборка детских энциклопедий : «Зачем и почему?», «Все обо всем» А. Ликум, «Что есть что» М. Ильин.
Основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, в своей работе можно использую игрушку мальчика- Почемучку, который делал первые открытия вместе с детьми.
Важно включать экспериментирование в разные виды деятельности: игру, труд, прогулку, наблюдение, самостоятельную деятельность.
Взрослым НЕЛЬЗЯ:
• отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этих желаний может лежать такое качество как любознательность;
• отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. д. ребенок не может развиваться в обстановки безучастности к нему взрослых;
• сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность;
• не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки. Осознание не успешности приводит к потере интереса к этому виду деятельности.
Экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Систематические игры - экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и формах- являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Литература
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. - М. :ТЦ Сфера, 2014.
2. Журнал «Дошкольная педагогика»/ СПб. : Детство-Пресс, 2012г
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2011.
5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. -СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Обобщение опыта работы по внедрению детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. Каримова М. Р. Д/с №5 "Умка", воспитатель, Саратовская обл.
-Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования Митяшина О. В. «Детский сад № 54» Северск, Томской обл.