Папки-передвижки

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование

Екатерина Малышева
Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование».

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование» размещена в разделах

Задачи экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста :

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие представлений о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;

- развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).

2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов ( оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

3. Развитие умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение

- формирование способов познания путём сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Формы, методы и приемы:

Формы:

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).

Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)

Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой.

-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)

Методы: - Словесный (беседа)

- Наглядный.

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

- практический (опыты)

Опыт используется как способ решения познавательной задачи

Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.

- объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач: * познакомить с чем-то.

* дать или расширить представления о чем -то.

- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)

- метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в разных условиях)

Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?»,

«Как освободить бусинки из плена?»

Приемы:

- сообщение

- описание

- объяснение

- инструкции

- постановка вопроса

- показ (демонстрация) опыта

В своей работе по экспериментальной деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников :

Принцип природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

• Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников детского сада.

Принцип деятельности - включение ребенка в игровою, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип творчества -максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которую строю на принципе доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.

В уголке имеется основное оборудование. Приборы помощники:

- увеличительное стекло, весы (безмен, песочные часы, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы;

* природные материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, семена и т. д.

* бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т. д.

*технические материал конструктора и т. д

* разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.

прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла и т. д

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, в своей работе я использую игрушку мальчика Почемучку, который делал первые открытия вместе с детьми.

Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Он рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»

Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям. Пример: На прогулке дети делали пирожки. Почему не получился пирожок? (песок- сухой и мокрый, Снежинка растаяла на ладошке потому, что она тёплая.

Проводятся самые разные опыты:

Пример: было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри.)

Вывод:

Моя практика показывает, что метод экспериментирования позволяет :

- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).

- Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Ожидаемый результат:

повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать

и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);

совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;

формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.)

Публикации по теме:

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Методическая разработка «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности дошкольников» Подготовила:.

Детское экспериментирование как способ познавательной активности старших дошкольников В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольники – маленькие исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря.

Конспект открытого занятия по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование «Красавица картошка»Конспект открытого занятия по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование «Красавица картошка» Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников о картофеле через экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные.

Опыт работы «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников» Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Детское проектирование в развитии познавательной активности старших дошкольников».

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе» Опыт работы : «Развитие познавательной активности дошкольников через их активное участие в образовательном процессе, использование средств.

Долгосрочный проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность проекта Дети дошкольного.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Посредством экологического воспитания дети дошкольного возраста испытают существенные трудности в анализировании, постановке целей, планировании,.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через квест — игру Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» Студентка 3 курса.

Консультация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность Что я слышу - забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование
Опубликовано: 18 октября 2019 в 19:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Малышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД