Полина Смелянец
Практико-ориентированная консультация для педагогов «Детское экспериментирование как метод познания мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Практико-ориентированная консультация для педагогов на тему :
«Детское экспериментирование как метод познания мира» (выступление к презентации)
Публикация «Практико-ориентированная консультация для педагогов „Детское экспериментирование как метод познания мира“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
(1 слайд) С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями.
(2 слайд) Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е. естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и самовыражаться.
(3 слайд) Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи. Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). Задача воспитателя - способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.
(4 слайд) Каково же значение детского экспериментирования и какие задачи оно реализует?
1. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
2. Стимулирует развитие речи ребенка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.
3. Обогащает память ребенка, активизирует все его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения
4. Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности, формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.
(5 слайд) Экспериментальная деятельность делится на два этапа.
Первый - когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка.
Второй вид - когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослыми.
Психолог - педагог Н. Н. Подьяков выделяет эти два вида поисковой деятельности у дошкольников и поясняет, что на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю. По второму виду этот педагог говорит, что когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает итог таким какой получается; то на втором этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировали взрослые по данному эксперименту.
(6 слайд) Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования.
(7слайд) На фото Вы видите варианты организации уголков экспериментирования в нашем ДОУ в разных возрастных группах.
(8 слайд) Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы- природные,бросовые (пробки, трубочки для коктейля, неструктированные (песок, вода, опилки);сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др, ёмкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами - это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей. В старшем дошкольном возрасте - это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование - весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др. ; различные ёмкости; материалы- природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература - энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры. Старший дошкольный возраст-это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
(9 слайд) В чем же главная особенность и необходимость детского экспериментирования в ДОУ?
1. У детей появляется возможность контакта с предметами, что позволяет понять их качества, свойства (мягкое - твёрдое, горячее - холодное и т. д.)
2. Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.
3. У детей углубляются знания о природе - живой и неживой, в целом расширяется кругозор.
4. Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.
Это очень важно и всё это вместе (все 4 этапа) приводят к тому, что ребёнок больше знает и умеет, увереннее себя чувствует, может разбираться во многом. И главная задача воспитателя - развивать и поощрять экспериментирование детей.
(10 слайд) Итог: Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время. В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Спасибо за внимание!