Светлана Лученко
Консультация для педагогов «Современные методы и приемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников через ИД»
«Современные методы и приемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игровую деятельность»
Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема нравственно- патриотического воспитания стала сегодня.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные методы и приемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников через ИД“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания, его места и роли в дошкольной педагогике. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новых педагогических решений в образовательной и воспитательной деятельности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным, культурным наследием и историей страны, края, родного города. Период дошкольного детства благоприятен для закладывания основ по воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании личности дошкольника.
Цель патриотического воспитания :
создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.
Задачи патриотического воспитания :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу, краю;
• способствование развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка, формирование у ребенка отношения к себе как полноправной личности;
• воспитание чувства привязанности к родному краю, к родному городу, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
• ориентация родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
• формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
• воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
• развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
• знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном России, Челябинской области, родного города;
• ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
В соответствии с задачами патриотического воспитания, можно разработать тематические блоки, направленные на реализацию данных задач.
Тематические блоки:
1. Блок – «Я и моё окружение» включает в себя изучение направлений «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
Цель реализации данного блока: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с формирования отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстника. Сюжетно-ролевая игра способствует осознанию ребёнком себя как личности, его принадлежности к социальному окружению. Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Дочки-матери, «Семья» Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья».
Работа по патриотическому воспитанию строится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
«Творческая мастерская» позволяет родителям и детям совместно с педагогом ДОУ участвовать в процессе реализации задач патриотического воспитания. «Генеалогическое дерево» создается совместными усилиями родителей и детей. Совместно с родителями и детьми можно организовать фотовыставку «Мы - помощники для бабушки и дедушки». В рамках реализации данного направления проводятся развлечения «День матери», «8 марта», «23 февраля».
2 блок «Мой родной город - Буденновск».
• Цель: воспитание чувства любви к родному городу, гордости за достижения родного города, любви к жителям родного города, уважения к обычаям, традициям жителей родного города.
В рамках реализации данного направления патриотического воспитания можно провести игру-викторину «Город Буденновск– моя малая родина
Дидактическая игра одна из форм работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. С большим интересом дети участвуют в таких играх, как «Собери из частей целое», «Назови достопримечательность города», «Составь герб города».
3 блок: «Человек-труженик».
Цель данного направления: воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда.
В рамках реализации данного блока используется : игра - викторина: «Все профессии важны!», блиц-опросы «Профессия мамы», «Профессия папы». Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Шофёры», «Магазин», «Поликлиника». Сюжетно-ролевая игра способствует развитию эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, даёт возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Задача знакомства детей с профессиями в ходе сюжетно-ролевой игры подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности.
Дидактические игры «Профессии», «Предметы труда и профессии» способствуют формированию интереса и уважительного отношения к труду и представителям разных профессий.
4 блок: «Природа родного края и России».
Цель: формирование бережного и заботливого отношения к природе, к растительному и животному миру Ставропольского края и России.
Воспитание любви к Родине происходит неразрывно с формированием любви к природе родного края и России. Познание мира флоры и фауны Ставропольского края и России способствует развитию бережного и заботливого отношения к природе. Для реализации данной цели можно использовать дидактические игры «Узнай по тени» (животных нашего края) «Зеленая аптека» (лекарственные травы края) Создание макета «Животный мир Южного Урала».
5 блок: «Родина моя – Россия».
Цель: знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном России, воспитание чувства гордости за родную страну, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
Дидактические игры «Собери флаг», «Нарисуй флаг». «Собери герб России» способствуют запоминанию государственной символики у дошкольников.
6 блок: «Культура и искусство».
Цель: познакомить детей с искусством родного края, воспитывать чувство гордости за культуру Родины, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
В рамках реализации данного направления знакомим детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством Хохломская роспись», «Гжель игрушка». Праздники и досуги, формирующие у дошкольников любовь к народным традициям «Осенины», «Новый год», «Масленица», «Святки», «Праздник прилёта птиц», способствуют становлению активной патриотической позиции детей.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Подвижная игра вызывает в детях желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Участвуя в народных подвижных играх «Горелки», «Заря-зареница», «Птицелов», башкирской игре «Медный пень» дети впитывают любовь к Родине, к традициям и обычаям своего народа, уважение к культурам других национальностей. Устное народное творчество неиссякаемый источник формирования у дошкольников любви к своей родине. Участвуя в театрализации и драматизации произведений устного народного творчества, дети погружаются в волшебный, сказочный мир наших предков. Через сказку они познают морально-нравственные нормы добра и зла. Такие замечательные сказки как «Заюшкина избушка», «Морозко» способствуют фомированию у дошкольников стремление быть добрее, честнее, добросовестней по отношению друг к другу.
7 блок: «История России».
Цель реализации данного блока – это ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины, её историческое достояние.
При реализации данного блока широко используются квест- игры «Найди пакет-донесение», «По страницам истории», «Россия – родина моя»
Таким образом, современные методы и приёмы, используемые в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, очень разнообразны и многофункциональны. Применение современных форм и методов в педагогической деятельности с детьми гарантирует успешную реализацию патриотического воспитания в ДОУ.