Екатерина Фомина
Консультация для педагогов ДОО «Образовательные технологии и формы работы с детьми с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные технологии и формы работы с детьми с нарушением зрения.
Система дошкольного обучения.
Для детей с нарушением зрения имеются дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах. Эти учреждения (дет. сады и ясли-сады) создаются для слепых и слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией. Существует и интегрированная система дошкольных учреждений смешанного типа, куда поступают дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и слепых детей. В эти учреждения принимаются дети от 2-х до 7 лет. Дошкольные специальные учреждения входят в систему образования и открываются отделами образования совместно с отделами здравоохранения:
Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Образовательные технологии и формы работы с детьми с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
-детские сады, ясли-сады и дошкольные группы при школах-интернатах для слепых детей;
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;
-учебно-воспитательные комплексы (детский сад- начальная школа)
-группы для слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией при общеобразовательном ДОУ (детский сад комбинированного вида);
-дошкольные детские лома для детей с нарушением зрения;
-смешанные группы (группы интегрированного обучения);
-группы кратковременного пребывания;
-консультативные группы.
Обучение и воспитание дошкольников обеспечивается благодаря взаимодействию специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. Согласно типовому положению в обеспечении охраны здоровья детей и осуществлении коррекционно-педагогического процесса участвуют несколько служб:
- медицинская (врач-офтальмолог, медицинская сестра-ортоптистка, педиатр, медицинская сестра);
-психологическая (специальный психолог или педагог-психолог);
-педагогическая (тифлопедагог, воспитатели, логопед, если у детей имеются речевые нарушения, музыкальный руководитель, специалист по АФК (ЛФК).
Отбор осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогических комиссий.
В детских садах и группах для детей с нарушением зрения, во-первых, обеспечивается лечение, при благоприятном прогнозе- восстановление зрения либо предупреждение ухудшения его состояния. Во-вторых, в процессе обучения и воспитания создаются специальные условия, способствующие предупреждению появления вторичных отклонений, формированию компенсаторных процессов. В-третьих, в процессе организованного коррекционно-развивающего педагогического процесса происходит преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений, некоторых нежелательных эмоционально-личностных качеств детей с нарушением зрения.
Обучение детей с нарушением зрения направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков развития, обусловленных тяжестью и характером зрительной патологии. В детском саду оно осуществляется на занятиях в группах по 6 человек слепых или 8 слабовидящих детей или по 10-12 детей в группах с косоглазием и амблиопией. В зависимости от направленности и дидактических задач занятия могут проводиться фронтально, по подгруппам (2-4 человека) или индивидуально.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешную социализацию и интеграцию при поступлении в школу. Специальные программы разработаны на основе программы воспитания и обучения дошкольников в общеобразовательном детском саду. Наряду с этим введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия и формированию предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи, развитию вербальных и невербальных средств общения.
Обучение в дошкольных учреждениях строится на основе общедидактических принципов обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (осязательного, осязательно-зрительного, зрительно-осязательного или зрительного, познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.
Наряду с общими направлениями обучения и воспитания в детских садах для детей с нарушением зрения реализуются специфические направления:
-Лечебно-восстановительная работа, способствующая охране зрительных функций у частично зрячих и слабовидящих и восстановлению их до нормы у детей с амблиопией и косоглазием.
-Создание благоприятных условий для развития детей с нарушением зрения.
-Коррекция вторичных отклонений психофизического развития.
-Формирование компенсаторных процессов за счет использования и развития сохранных анализаторов детей с нарушением зрения, повышения активности самого ребенка.
В соответствии с должностной инструкцией тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоническое, всестороннее воспитание и обучение детей по направлениям, рекомендованным «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» Минобрнауки РФ.
В соответствии с действующим положением о специальном дошкольном учреждении тифлопедагогом может быть лицо, имеющее высшее специальное образование (специальность-тифлопедагог).
Основными документами в работе тифлопедагога являются : «Программа воспитания и обучения в детском саду»; календарный план совместной работы с воспитателем на месяц с выделением основных направлений коррекционно-развивающей деятельности и недельные рекомендации по его реализации; карта индивидуального уровня развития ребенка; график работы.
Тифлопедагог осуществляет профилактическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с выявленными нарушениями и управляет деятельностью коллектива сотрудников группы, участвует в методической работе детского сада и города; осуществляет работу с родителями.
Тифлопедагог организует свою работу в зависимости от контингента детей с нарушенным зрением. Так, в группе слепых и слабовидящих детей он планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений, развивает у детей специальные компенсаторные возможности познания окружающего мира, частично проводит занятия по развитию речи, математике, тифлографике; консультирует воспитателя по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программного материала. В группе для детей с амблиопией и косоглазием он консультирует и направляет работу воспитателя, присутствует на отдельных занятиях воспитателя, наблюдает за детьми, осуществляя координацию коррекционной и воспитательной работы, определение эффективных методов по развитию зрительного восприятия; проводит по подгруппам и индивидуальную работу по оформлению способов познания окружающего мира в условиях зрительной депривации в соответствии с этапами лечения и рекомендациями врача офтальмолога.
Тифлопедагог обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, психологом, родителями и медицинским персоналом. Он участвует в родительских собраниях, проводит групповые и индивидуальные консультации по работе с детьми дома, готовит материалы для уголка родителей, выступает перед родителями с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушенным зрением.