Светлана Корнилович
Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития логического мышлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создать условия для познания мира.
Но иногда случается так, что родители уверены, что важнее ребенка научить читать, считать, писать – и никаких проблем с учебой не будет. Но читающий, считающий и пишущий малыш, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развито внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
Публикация «Консультация для педагогов „Дидактическая игра как средство развития логического мышлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Так как в настоящее время эта проблема актуальна, то необходимо начинать работу по развитию логического мышления как можно раньше.
Сейчас у педагогов и психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, что развивать мышление возможно, только опираясь на знания особенностей каждого возраста и тяжесть нарушения в развитии речи ребенка.
Детский сад - самое первое и самое главное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка.
Для того чтобы понять, как развивать логику дошкольника, нужно немного углубиться в научное определение логики.
Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные значения. Для того чтобы в итоге получить ответ на вопрос, решить мыслительную задачу. Ребенок должен оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых. Педагогам и родителям известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. Взрослый должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия. Например, с помощью таких вопросов: - Почему зимой идет снег? - Почему летом нельзя кататься на лыжах? - Почему зайца трудно увидеть на снегу? Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач. Ребенок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. При помощи специальных заданий и упражнений эту способность можно развивать у детей. Например, предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. - Когда идет дождь? Как мы знаем дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность у детей – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. И большая роль отводится в этом дидактическим играм. Дидактическая игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовывать их в игровых действиях, правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе. Большую роль дидактические игры имеют в развитие речи детей. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации. Отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Дидактические игры направлены на решение основных задач развития речи : обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие монологической и диалогической речи. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи, учатся достойно принимать поражение и победу в играх. Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников :
• Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
• Включение занимательности в содержание занятий;
• Создание проблемно-поисковых ситуаций;
• Вовлечение в выполнение творческих заданий;
• Интеграция разнообразной деятельности;
• Организация экспериментирования;
• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно – печатные и словесные игры. В таких играх дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи
Игры с предметами – основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать. Устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Ребенок должен научиться классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Можно предложить ребенку картинки с изображением моркови, капусты, стула, стола, помидора, огурца, кресла, голубя, воробья, цапли, шкафа, пингвина. Дайте задание: «На какие группы ты бы мог распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом». Обязательно проверьте правильность проведенной классификации (овощи, мебель, птицы). Можно поиграть в игру «Четвертый лишний». Она позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребенку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Найди лишний предмет. Объясни, почему он не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Дети старшего дошкольного возраста должны уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить им среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.
Настольно – печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино». «парные картинки». С помощью настольно – печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание; учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях. Через дидактические игры дети знакомятся с противоположными по значению понятиями. «Скажи наоборот» : большой – маленький, зима – лето, длинный – короткий, высокий – низкий, левый – правый…
Регулярное использование дидактических игр, направленных на развитие логического мышления в непосредственно-образовательной и совместной деятельности, способствует развитию мыслительной деятельности у старших дошкольников. Повышает качество интеллектуальной подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности, и активнее использовать свои знания в повседневной жизни. Тесная взаимосвязь наглядно – действенного, наглядно – образного и логического мышления позволяет говорить об общих закономерностях развития деятельности у детей. Только систематическая, педагогически правильно организованная работа по развитию логического мышления посредством дидактических игр дает положительный результат у детей дошкольного возраста. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.