Папки-передвижки

Консультация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»

Ирина Волкова
Консультация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса,обращением к личности ребенка,развитию лучших его качеств,формированию разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей,организации всего образовательного процесса.

Публикация «Консультация „Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка“» размещена в разделах

В первую очередь это означает отказом авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности,формировать познавательные интересы и способности.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности,дидактические игры.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. В дошкольной педагогике она рассматривается как своеобразное средство воспитания и обучения,отвечающее особенностям и возможностям маленького ребенка. Ее основу составляют взаимосвязь увлекательной,радостной игры и доступного,продуктивного процесса усвоения знаний. Это игра,но игра познавательная,расширяющая и систематизирующая представление об окружающем мире,влияющая на развитие любознательности,познавательных интересов и способностей дошкольников.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка : знакомство с формой, величиной,цветом,пространством,звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Н. Ф. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой идр.)

Особенности дидактических игр в системе обучения ярче проявляются при сравнении с занятиями учебного характера.

На занятиях образовательно-воспитательная работа осуществляется в дидактической ситуации " Педагог учит детей,дети учатся у него".

Это учебное начало-основа занятий и определяет характер обучающей деятельности взрослого (он ставит перед детьми учебные задачи,раскрывает пути их решения, организует процесс выполнения задач и достижение нужного результата) и учебной деятельности детей,способности идти в дидактически указанном направлении, усваивать знания и умения. Именно таким путем происходит на занятиях осуществление целей сенсорного воспитания.

Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное,познавательное и игровое,занимательное. В соответствии с эти воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебное,познавательное начало в игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач,ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры,придает игре целенаправленный,дидактический характер. Например, в играх с дидактической задачей- развивать восприятие формы предметов-воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие. Или в игре " Магазин" - дидактическая цель- развивать умения замечать характерные свойства предметов и рассказать о них-выступает перед детьми в форме игровой задачи- правильно изображать роль продавца и покупателя, уметь купить или продать "товар".

Дидактическая задача таким образом, как бы замаскирована,скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит,а дети учатся у него, а игровой,так,что воспитатель и дети прежде всего участники одной игры.

В опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр.

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами:подбирать,складывать,раскладывать,вставлять,нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.

2. Игры с прятанием и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов,их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: " Узнай", " Отгадай", " Что изменилось".

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры,игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца,покупателя,волка,гусей и т. д.

5. Игры -соревнования,основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выйграть" Кто быстрее", " Кто больше"," Кто первый"и т. д.

6. Игры в фанты или игры в запретный "штрафной" предмет (картинку)или его свойство (например,цвет,связанные с интересными игровыми моментами- избавиться от ненужного,сбросить карту,удержаться,не потребовать себе штрафной предмет или картинку,не сказать запретного слова.

Игра должна разрабатываться и проводиться так,чтобы успешное решение дидактической задачи органически связывалось с игровым действием, было необходимо детям в процессе игры для достижения игрового результата,выигрыша. Это значит,например,что в игре с дидактической задачей-совершенствовать восприятие формы предметов основным условием выйгрыша должно быть умение детей вычленять форму и подбирать предметы по форме. Если в другой раз ставится цель- научить называть цвет предметов,выигрывает тот,кто лучше всех умет это делать и т. д.

Существенно,что основным стимулом познавательной деятельности,мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него,как на занятиях, а естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели. выйграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться,быстрее ориентироваться на нужное свойство,подбирать и группировать предметы,как это требуется по условиям и правилам игры.

Дидактические игры выполняют определенные функции. Прежде всего им принадлежит серьезная учебная функция,направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий.

Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятиях,на том, что мы видим, слышим,осязаем и т. д. В дошкольном возрасте непосредственное,чувственное познание-основной источник знаний об окружающем. В дидактических играх надо предоставить детям возможность: 1. повторно воспринимать познавательные предметы и их свойства,упражняться в их узнавании и различении;2. оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы,величины,цвета); ориентироваться не только по внешнему виду предмета,но и по словесному описанию;3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам; 4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками,сенсорными эталонами (например,форму предметов с геометрическими фигурами,их окраску с основным цветами спектра и т. д.)

Таким образом, совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И специально организованные дидактические игры- хорошее дополнение к обучению на занятиях. Использование дидактических игр в первую очередь важно потому, что организация сенсорного опыта детей на занятиях является хотя и существенной,но лишь одной из немногих учебных задач. В дидактических играх это может быть основной и единственной целью.

На определенном этапе формирования сенсорных процессов по мере накопления детьми чувственного опыта представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции -ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.

В процессе обучения на занятиях детей начинают уже знакомить с этими общими знаниями. Известно, что детей учат изображать не геометрические фигуры,а предметы и вещи сложной формы. Поэтому воспитатель, организуя рисование,лепку,конструирование и давая детям общие знания- эталоны,не может долго задерживаться на ознакомлении с ними. А задача эта нужная и важная. Помочь выполнять ее могут дидактические игры,организуемые с детьми в определенный момент.

Приобретение детьми круга сенсорных представлений,знаний в различных областях мер,эталонов еще не означает,что дети воспользуются ими в жизненных положениях, самостоятельно примерят эти знания на практике. Показать,как это можно сделать,заинтересовать детей тем,в каких случаях им будут практически полезны знания мер, опять таки могут дидактические игры и упражнения,специально созданные для этой цели. В расширении практики использование эталонов, в расширении практических ориентировок заключается еще одна важная роль дидактических игр. Здесь функция дидактических игр не учебная,а иная,направленная на использование уже имеющихся у ребенка знаний.

Для понимания смысла этой задачи можно привести пример с обычным светофором. Люди имеют дело здесь с эталонами цвета, с основными цветами:красным,желтым,зеленым. Но они не знакомятся с ними впервые,не учатся различать цвета. Это им уже известно. Пешеходы,шофер используют эти знания для регулировки своих практических действий. Не надо доказывать,как полезны будут дидактические игры,в которых дети научатся правильно двигаться по улицам города (например, игра " Светофор"В. Н. Аванесова).

Дидактические игры могут выполнять еще одну важную функцию- контроля за состоянием сенсорного развития детей.

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии,воспитатель может использовать дидактические игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям например,подобрать части вкладышей по величине,педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. То есть,кто решает задачу путем хаотически многократных проб и ошибок находится на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно: подбирают вначале половинки самого маленького вкладыша,затем большого размера и т. д. И наконец,детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали лишь на основе зрительного отнесения.

В общей системе сенсорного воспитания в ДОУ дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи: кроме того,они хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта,представлений и знаний и,наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Методическая разработка на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников» Актуальность исследования заключается.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития «Веселые прищепки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития «Веселые прищепки» Дидактическая игра. Цель игры: развитие мелкой моторики рук детей, сенсорное развитие, закрепление понятий " один- много". Изготовлена из.

Дидактическая игра как средство развития речи Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников Дошкольный возраст - короткий, но важный период развития ребенка. Основной вид.

Дидактическая игра как средство развития речи Уважаемые коллеги! Говоря о проблемах развития речи у детей дошкольного возраста, я хочу вам представить - мою презентацию. Тема презентации.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенкаДидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка Возраст 3-х лет - важный этап в развитии психики ребенка, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических.

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста. Консультация для педагогов Дидактическая игра как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста Период раннего и младшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «Изготовление игр своими руками как средство развития ребенка» "Мы изготовили игры сами" Сегодня в магазинах представлено огромное количество самых разнообразных игр, созданных для детей. И, выбирая.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов по моей теме самообразования Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста..

Консультация «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка»Консультация «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка» Второй год жизни ребенка характеризуется важнейшими особенностями. Малыш начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий.

Дидактическая игра как средство познавательного развития ребёнка Одной из важных является решение задач развития игровой деятельности детей. Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»
Опубликовано: 17 октября 2015 в 19:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Волкова (УИ 379241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД