Аслаева Гульдар
Консультация для педагогов «Детская журналистика как средство повышения речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма
«Цветик-семицветик»
«Детская журналистика, как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Аслаева Г. А., воспитатель
2021г
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Телевидение и журналистика для детей
- Темочки
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи и Интернета. Чтобы наши воспитанники были успешными, необходимо научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях, грамотно излагать свои мысли и свободно вести диалог.
Одной из самых актуальных проблем является развитие речевой и коммуникативной компетентности воспитанников. Общение, является необходимым условием формирования личности, это главнейший фактор речевого развития ребенка.
Как эффективно использовать различные виды детской деятельности для развития речи детей? - Как поддерживать в ребенке потребность в общении? – Как научить дошкольников успешно решать возникающие игровые, познавательные и творческие задачи в процессе общения? Ответы на эти вопросы внедрение эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий – является Детская Журналистика. Приоритетными задачами данной технологии является:
• развитие связной диалогической речи;
• развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
• обогащение и активизация словарного запаса;
• закрепление навыков ведения диалога, формулирования вопросов и построения высказываний и рассуждений;
• способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
• развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
• формирование начальных представлений о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Основными принципами технологии Детская журналистика являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ, уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника; взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, математикой, самостоятельной, игровой деятельностью детей, сотрудничество взрослых и детей, педагогов и родителей.
Технологию организации детской журналистики предложили кандидат педагогических наук С. М. Жарков, доктор педагогических наук А. Н. Орлов, кандидат педагогических наук А. Ю. Дейкина
Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный. Познавательный блок предполагает работу по расширению представлений детей о средствах массовой информации, о роли газет, журналов и телевидения в жизни людей, формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой :
• Знакомство с такими понятиями, как «Журнал», «Газета», «Телевидение», знакомство с историей их возникновения;
• Просмотр познавательных фильмов о журналистике;
• Знакомство с профессиями «Фоторепортер», «Журналист», «Режиссер», «Диктор», «Оператор», «Телеведущий», «Звукооператор».
• Познавательные беседы: «Что я знаю о профессии журналиста?»; «Журналистика – целая наука»; «Что такое интервью»;
После обсуждения с детьми особенностей профессии журналиста и необходимых атрибутов в группе создается «центр журналистики» или сюжетно-ролевая игра «Журналисты». Туда входят такие атрибуты, как фотоаппарат, бейджики или маркеры профессий, микрофоны, блокноты, образцы журналов и т. д.
«Деятельностный блок» - это непосредственно сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры и ситуации, такие как:
• Сюжетно-ролевые игры «Мы – журналисты», «Телестудия», «Телепередача»
• Составление творческих рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению в соответствии с темой репортажа.
• Интервью у родителей, педагогов, героев сказок и мультфильмов.
• Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.
• Дидактические игры на тему «Профессии»; «Что лишнее?» «Продолжи предложение», «Исправь ошибку», «Дай описание», «Подбери сравнение»
• Режиссё рские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист», «Профессии города»
• Познавательные игры: «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили», «Угадай, о ком я говорю».
Использование технологии Детская Журналистика очень увлекательно для детей и педагогов, способствует развитию у дошкольников таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, любознательность, организованность, профессиональное самоопределение, развивает речь детей, творческие способности. "Детская журналистика" наполнит новым содержанием привычную среду развития старших дошкольников и является эффективным фактором речевого развития.
Сюжетно-ролевая игра «Телепередача»
Ведущий: Добрый день, уважаемые телезрители и гости нашей студии. В эфире программа «Здоровей-ка» и я ее ведущая Юлия Михеева. Сегодня мы будем говорить о том, как сохранить и укрепить здоровье. Встречайте, наш первый гость – спортсменка, чемпионка мира Ольга Богатырёва.
- Здравствуйте, Ольга.
- Как давно Вы занимаетесь спортивной гимнастикой?
- Сколько раз в неделю у Вас тренировки?
- Мы все знаем, что у вас есть какое-то секретное средство для укрепления здоровья, может откроете нам секрет?
- Покажите, пожалуйста, нашим зрителям дыхательное упражнение для укрепления здоровья.
- Спасибо, Ольга за полезные советы. Что вы пожелаете нашим зрителям?
Ведущий: Встречайте следующего гостя. Детский доктор Сергей Иванович Иванов.
- Здравствуйте, Сергей Иванович! Мы очень рады, что вы к нам пришли.
- У наших зрителей к Вам много вопросов. Пожалуйста… (показывает на человека с поднятой рукой).
1 зритель: Расскажите, пожалуйста, как избежать гриппа?
2 зритель: Что делать, если всё-таки заболели?
3 зритель: Какие витамины, вы посоветуете, для повышения иммунитета?
Ведущий: Что пожелаете нашим зрителям?
Ведущий: У нас в гостях сегодня известный шеф-повар ресторана «Здоровое питание» Лидия Тарасова. Здравствуйте, Лидия!
- Какие продукты нужно употреблять во время эпидемии гриппа?
- Поделитесь, пожалуйста, рецептом самого полезного напитка для повышения иммунитета?
- Лидия, мы обязательно всех угостим вашим волшебным напитком.
- Наша передача подошла к концу. Занимайтесь спортом, больше гуляйте на свежем воздухе, ешьте фрукты и овощи и будьте здоровы. С вами была передача «Здоровей-ка» и её ведущая Юлия Михеева. До новых встреч!