Маргарита Иванцова
Консультация для педагогов «Дары Фридриха Фрёбеля в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Дары Фридриха Фрёбеля
в дошкольном образовании»
«Игра есть высшая ступень детского развития.
В игре ребёнок выражает свой внутренний мир
через изображение внешнего мира.»
Фридрих Фрёбель
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Использование дидактической игры, как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому за основу в своей деятельности я взяла дидактический набор «Дары Фрёбеля».
Прежде чем, перейти к изучению материалов, немного узнаем об их авторе. Фридрих Фрёбель (1782 — 1852) — немецкий педагог 19 века, внесший большой вклад в развитие мировой педагогики.
Его важнейшие заслуги:
- Общественное признание наличия индивидуальности и уникальных способностей у каждого ребенка.
- Основание первых детских садов. Детские сады Фрёбеля были ориентированы на гармоничное развитие детей. В этих детских садах создавалась развивающая атмосфера, как сейчас в различных центрах, в которые водят детей для развития. Кадры для работы в детских садах проходили специальную подготовку.
- Создание системы простых и доступных материалов в качестве развивающих игр с детьми, с учётом возрастных особенностей.
Фрёбель изобрёл систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги». Фридрих Фрёбель разработал первые в мире дидактические игры для детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры, было это в 1844 году.
«Дары Фрёбеля» — это разработанный педагогом дидактический материал, система игрушек, тренирующая различные умения и навыки малыша. В каждая игре есть определенные правила использования, и каждая игра привносит свой вклад в развитие ребенка. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем, позднее это количество возросло до 20 видов, благодаря последователям Фрёбеля. В настоящее время встречается четырнадцать видов образовательных материалов Фрёбеля в точности с теми же образовательными функциями.
«Дар 1» — мяч. Это первая игрушка, так как шар не имеет углов и удобен малышу. В качестве материала чаще всего использовалась шерсть.
«Дар 2» — деревянные куб, шар и цилиндр.
«Дар 3» — куб, разрезанный на 8 кубиков.
«Дар 4» — куб, разделенный на 8 плиток.
«Дар 5» — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.
«Дар 6» — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых соответственно делится вдоль, а часть — поперек.
Учитывая то, что стоимость игрового набора доступна не всем семьям, можно некоторые элементы заменить на более доступные по цене игры, либо сделать своими руками. Умением вязать или шить обладают многие современные мамы, что позволяет им сделать своими руками набор мячиков первого дара. Фигуры второго дара можно найти в магазине игрушек. В качестве третьего дара можно использовать любые однотонные кубики. Геометрические фигуры можно вырезать из плотного картона, палочки набора № 8 заменить на счётные палочки. С помощью элементов игрового набора Фрёбеля дети могут конструировать, учиться считать, выполнять аппликации из различных фигур и т. д.
Дидактический материал «Дары Фрёбеля» можно использовать во всех образовательных областях.
В образовательной области «Речевое развитие» при помощи игр эффективно развиваются различные формы общения через расширение вербальных и невербальных средств. Стимулируют развитие у детей связной речи. Ребенок учится рассуждать, делать выводы. Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в процессе дидактических и сюжетных игр, у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества. Развиваются: элементарная самостоятельность, целенаправленность в собственных действиях, дети усваивают основы безопасного поведения в быту, социуме и природе.
В образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» игровыми средствами «Дары Фрёбеля» мы формируем эстетическое отношение к окружающему миру через знакомство с основами композиции, обучаем умению выразительно передавать образы окружающего мира, формируем элементарные представления о видах искусства через создание различных картин мелкими предметами.
Использование игрового набора в «Познавательном развитии». Дети играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности. Дети из геометрических фигур создают разные предметы.
Игры в образовательной области «Физическое развитие» формируют не только физические качества у детей, но и начальное представление о некоторых играх с правилами, знакомят детей с ценностями здорового образа жизни, способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивают равновесие и координацию движений, крупной и мелкой моторики рук.