Ольга Тараторкина
Консультация для педагогов «Что такое проект?»
▼ Скачать + Заказать документы
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю
«Устремляйтесь к самому большему,
ибо назначившие себе малый круг, называются обреченными,
и все возможности для них пройдут тем же радиусом»
Е. Рерих
«Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что “экспериментатор” после очередной “пробы” больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все». (Из наставлений Генеши).
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое проект?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Что такое проект?
- «Проект» (лат.) «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
- «Проект – есть действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» В. Кильпатрик
Проект – это пять «П»
• Проблема
• Проектирование (планирование)
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
Метод проектов :
- это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов (педагогический словарь)
– это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
- это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Главное в проектной деятельности то, что дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
1. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
2. Способствует выработке исследовательских умений;
3. Способствует развитию креативности и логического мышления;
4. Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации;
5. Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
6. Повышает компетентность педагога;
7. Повышает качество образовательного процесса;
8. Предполагает стимулирование работы членов проектной группы;
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Зачем нужны проекты?
Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
Помогают осваивать детьми окружающую действительность.
Способствуют развитию творческих способностей.
Способствуют умению наблюдать, слушать.
Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.
Способствуют развитию мышления, внимания, воображения.
Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
Развивают, память, речь
Метод проекта даёт педагогам большую возможность :
• выявлять «зону ближайшего развития» и соответственно планировать дальнейшую работу с ним
• Развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования схем, карт, моделей алгоритмов
• прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни
• -инструктору по физкультуре развивать детей физически во время интегрированных занятий-прогулок
• руководителям развивать музыкальные и танцевальные способности
• развивать артистизм и яркость речи в постановке спектаклей в театре
• позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний
• формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Метод проектов как педагогическая технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем.
• Идеи Дж. Дьюи продолжил У. Х. Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённыхв данный момент общим интересом.
• В России педагогические идеи Дж. Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С. Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Основная цель проектного метода в ДОУ :
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
• осознание поставленной цели;
• овладение различными способами решения поставленных задач;
• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
• поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
• стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
• формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
• формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
• сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
• овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
• развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
• формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
• развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
• потребности в создании собственной картины мира;
• навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков :
• выявить проблему;
• самостоятельно искать нужное решение;
• выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
• самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
• развитие самопознания и положительной самооценки;
• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
• высокий уровень коммуникативной компетентности;
• осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
• развитие осознанного отношения к своему здоровью;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
• углублённое приобщение к искусству, многообразию худ. образов;
• овладение различными видами худ. деятельности;
• развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Виды проектов
По доминирующей деятельности в проекте :
Исследовательские:
- Развитие познавательных способностей детей:
наблюдать, описывать, сравнивать,
строить предположения и предлагать способы их проверки
- Систематизация знаний об окружающем мире
- Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природ
Информационные:
- Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;
Творческие:
-Развитие творческого потенциала каждого
- Овладение различными видами творческой деятельности
- Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству
- Вовлечение в дизайнерскую деятельность
Игровые:
- Развитие игровых умений детей, 11
- Развитие навыков общения
- Использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности поощрение инициативности игровых замыслов
Практические
Ознакомительно-ориентировочны
- Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культу (в их историческом и географическом аспектах)
По характеру содержания включают:
ребёнка и его семью
ребёнка и природу
ребёнка и рукотворный мир
ребёнка, общество и культуру
По количеству участников в проекте :
групповые
индивидуальные
Коллективные
По продолжительности выполнения проекта :
краткосрочные
среднесрочные
Долгосрочные
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Начинать надо с составления Информационной карты проекта, в которой указывается:
• цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей,
• участники,
• возраст детей, тип проекта,
• форма проведения итогового мероприятия,
• продукты проекта для всех участников,
• ожидаемые результаты
Этапы работы над проектом
I Подготовительный этап
Определить вид проекта
Определить цели и задачи развития обучения, воспитания
Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта
Составить план –схему
Продумать каким образом можно включить детей и родителей в проект
Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
. Разработка проекта – план деятельности по достижению целидля ребенка)
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
План – схема проекта
Тема и её происхождение
Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
Необходимые материалы
Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на наши вопросы?
Оценка. Что нового узнали? (с точки зрения детей и родителей)
Предложения по расширению и совершенствованию проекта
Как нам найти ответы на наши вопросы?
Оценка. Что нового узнали? (с точки зрения детей и родителей)
Предложения по расширению и совершенствованию проекта
II Организация проектирования
Организовать группы
Поставить цели, задачи проекта
Распределить обязанности внутри группы
Предложить возможные способы презентации
III Реализация проекта
Сбор необходимой информации и оформление её в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования;
Знакомство с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме
IV Презентация
- Презентация готовых продуктов
Трудности III этапа может вызывать разный уровень подготовки детей.
Преодолеть их помогает грамотная подготовка к проекту, которая должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых будет проводиться проект.
3. Следующим этапом составления проекта является «Системная паутинка».
В ней расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных областях.
4. И в заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т. е. рефлексию.
Затем составляется краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа и расписывается на всех участников.
1. Подготовительный этап – создание проблемной ситуации.
2. Основной этап – не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах
3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться в различных формах
Роль педагога при взаимодействии с семьей
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.
Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!