Ася Исакова
Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей».
«Что такое способность и одарённость у детей».
1. Способности – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
Существуют следующие три основных признака понятия «способности» :
1) Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Публикация «Консультация для педагогов, „Что такое способность и одарённость у детей“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2) Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3) Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека.
Одаренность – это способности, позволяющие достичь сверхнормативных результатов к каком-либо виде деятельности. Одаренности «просто так» не существует: она должна реализовываться в какой-нибудь сфере.
Одаренность и способности проявляются в детстве. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).
Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.
У некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего. Их мы и называем одаренными.
И в моей группе конечно же есть дети которых можно назвать способными. Это дети которые в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
интеллектуальной;
творческо-продуктивной деятельности
общения и лидерства;
художественной деятельности.
Дети с высоким уровнем творческих способностей; (танцоры, спортсмены, математики, чтецы, художники, занятие музыкой, рисование)
В моей группе таковыми являются :
Данилова Даша (Лепка, рисование, аппликация)
Павлов Иван
(Рисование, конструирование)
Роль деятельности в проявлении и развитии способностей и одаренности
Критика личностно-деятельностного подхода к способностям не означает, что деятельность не играет никакой роли в проявлении и развитии способностей и одаренности человека. Эта роль деятельности многообразна. Она выступает как условие проявления способностей и одаренности и как условие развития способностей и одаренности.
Деятельность как условие проявления способностей и одаренности. Способности чаще всего, а одаренность — исключительно проявляют себя в деятельности. Поэтому рассмотрение способностей в связи с деятельностью не только оправдано, но и необходимо (при условии, если эту связь не доводить до абсурда, т. е. считать, что вне деятельности нет способностей). Деятельность как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» является наиболее адекватным способом проявления человеком своих способностей и одаренности. Особо следует подчеркнуть роль деятельности (в широком плане — активности) для созревания функций центральной нервной системы в раннем постнатальном периоде, чему имеются многочисленные подтверждения в возрастной физиологии и психологии, наблюдения над детьми, росшими в неблагоприятных условиях. Поэтому деятельность имеет большое значение для развития и реализации способностей.
Деятельность выступает как условие развития и реализации способностей. В отличие от зарубежных психологов, в большинстве своем считающих, что способности как генетически обусловленные образования не изменяются в течение жизни, отечественные психологи стоят на позиции изменяемости способностей как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. При этом положение о развиваемости способностей стало аксиоматичным, не требующим доказательств. Недаром А. Н. Леонтьев писал, что у человека нет никаких способностей, кроме способности к развитию (хотя точнее было бы сказать, что имеется потенциальная возможность к развитию).
Конечно, вопрос о развитии способностей больше теоретический, чем практический: педагогу или тренеру безразлично, что развивается — способность или качество, ему важен конечный результат, повышение эффективности деятельности.
Психическое развитие детей дошкольного возраста
Развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у детей в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит психическое развитие и становление его личности.
Взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, учебной, трудовой) играют первостепенную роль в его психическом личностном развитии.
Взрослый должен хорошо ориентироваться в следующих темах по развитию дошкольника:
социальная ситуация развития дошкольника;
игра – ведущий вид деятельности дошкольника;
структурные компоненты сюжетно–ролевой игры, ролевые и реальные взаимоотношения детей в игре;
продуктивные виды деятельности – изобразительная и конструктивная (по образцу, условиям, замыслу);
учебная деятельность;
познавательные интересы;
трудовая деятельность;
сенсорное развитие, сенсорные эталоны;
наглядно–действенное, наглядно–образное и образно–схематическое мышление;
логическое мышление;
речевая деятельность;
познавательные психические процессы дошкольника;
эмоциональные, волевые процессы;
типы мотивов поведения дошкольника, соподчинение мотивов;
притязания дошкольника, его самооценка и самосознание.
Игра в дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания и использует предметы–заместители. В игре дети сознательно подражают взрослым, познают свойства предметов и учатся ими действовать, устанавливают определенные взаимоотношения.
Исполнение ребенком какой–либо роли в игре дает ему возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника.
Взрослому необходимо:
учитывать уровень психического развития детей дошкольного возраста;
уметь встать на позицию ребенка;
сотрудничать с детьми в игре и других видах деятельности;
создавать условия для оптимального развития дошкольника;
развивать и направлять активность и самостоятельность детей дошкольного возраста.