Лучший педагог года

Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей».

Ася Исакова
Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей».
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов.

«Что такое способность и одарённость у детей».

1. Способности – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.

Существуют следующие три основных признака понятия «способности» :

1) Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Публикация «Консультация для педагогов, „Что такое способность и одарённость у детей“,» размещена в разделах

2) Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

3) Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека.

Одаренность – это способности, позволяющие достичь сверхнормативных результатов к каком-либо виде деятельности. Одаренности «просто так» не существует: она должна реализовываться в какой-нибудь сфере.

Одаренность и способности проявляются в детстве. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию. Вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляется одаренность к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками).

Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.

У некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего. Их мы и называем одаренными.

И в моей группе конечно же есть дети которых можно назвать способными. Это дети которые в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

интеллектуальной;

творческо-продуктивной деятельности

общения и лидерства;

художественной деятельности.

Дети с высоким уровнем творческих способностей; (танцоры, спортсмены, математики, чтецы, художники, занятие музыкой, рисование)

В моей группе таковыми являются :

Данилова Даша (Лепка, рисование, аппликация)

Павлов Иван

(Рисование, конструирование)

Роль деятельности в проявлении и развитии способностей и одаренности

Критика личностно-деятельностного подхода к способностям не означает, что деятельность не играет никакой роли в проявлении и развитии способностей и одаренности человека. Эта роль деятельности многообразна. Она выступает как условие проявления способностей и одаренности и как условие развития способностей и одаренности.

Деятельность как условие проявления способностей и одаренности. Способности чаще всего, а одаренность — исключительно проявляют себя в деятельности. Поэтому рассмотрение способностей в связи с деятельностью не только оправдано, но и необходимо (при условии, если эту связь не доводить до абсурда, т. е. считать, что вне деятельности нет способностей). Деятельность как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» является наиболее адекватным способом проявления человеком своих способностей и одаренности. Особо следует подчеркнуть роль деятельности (в широком плане — активности) для созревания функций центральной нервной системы в раннем постнатальном периоде, чему имеются многочисленные подтверждения в возрастной физиологии и психологии, наблюдения над детьми, росшими в неблагоприятных условиях. Поэтому деятельность имеет большое значение для развития и реализации способностей.

Деятельность выступает как условие развития и реализации способностей. В отличие от зарубежных психологов, в большинстве своем считающих, что способности как генетически обусловленные образования не изменяются в течение жизни, отечественные психологи стоят на позиции изменяемости способностей как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. При этом положение о развиваемости способностей стало аксиоматичным, не требующим доказательств. Недаром А. Н. Леонтьев писал, что у человека нет никаких способностей, кроме способности к развитию (хотя точнее было бы сказать, что имеется потенциальная возможность к развитию).

Конечно, вопрос о развитии способностей больше теоретический, чем практический: педагогу или тренеру безразлично, что развивается — способность или качество, ему важен конечный результат, повышение эффективности деятельности.

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у детей в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит психическое развитие и становление его личности.

Взаимодействие ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, учебной, трудовой) играют первостепенную роль в его психическом личностном развитии.

Взрослый должен хорошо ориентироваться в следующих темах по развитию дошкольника:

социальная ситуация развития дошкольника;

игра – ведущий вид деятельности дошкольника;

структурные компоненты сюжетно–ролевой игры, ролевые и реальные взаимоотношения детей в игре;

продуктивные виды деятельности – изобразительная и конструктивная (по образцу, условиям, замыслу);

учебная деятельность;

познавательные интересы;

трудовая деятельность;

сенсорное развитие, сенсорные эталоны;

наглядно–действенное, наглядно–образное и образно–схематическое мышление;

логическое мышление;

речевая деятельность;

познавательные психические процессы дошкольника;

эмоциональные, волевые процессы;

типы мотивов поведения дошкольника, соподчинение мотивов;

притязания дошкольника, его самооценка и самосознание.

Игра в дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания и использует предметы–заместители. В игре дети сознательно подражают взрослым, познают свойства предметов и учатся ими действовать, устанавливают определенные взаимоотношения.

Исполнение ребенком какой–либо роли в игре дает ему возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника.

Взрослому необходимо:

учитывать уровень психического развития детей дошкольного возраста;

уметь встать на позицию ребенка;

сотрудничать с детьми в игре и других видах деятельности;

создавать условия для оптимального развития дошкольника;

развивать и направлять активность и самостоятельность детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Готовность детей к школе. Что это такое?» Консультация для родителей. «Готовность детей к школе. Что это такое?» Выступление на родительской встрече в подготовительной группе Ляленкова В. В. - старший воспитатель.

Консультация для педагогов «Способность к эффективному решению профессиональных задач» Способность к эффективному решению профессиональных педагогических задач. Аналитическая справка Дошкольное образование направлено на формирование.

Консультация для родителей «Что такое гиперактивность» Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.

Консультация для родителей «Что такое толерантность» Консультация для родителей «Что такое толерантность» Для начала нашего разговора о толерантности, я хочу рассказать Вам притчу: Жил в пустыне.

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей второй младшей группы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Что такое хорошо и что такое.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Консультация для педагогов «Что такое толерантность?» Консультация для педагогов «Что такое толерантность?» Подготовила воспитатель :Ищенко Л. А. Санкт-Петербург 2017г. Сегодня мы часто слышим.

Консультация для педагогов «Что такое игры с пальчиками» «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста «Что такое новогодний утренник и для чего он нужен?» Что такое Новогодний утренник и для чего он нужен? Это, прежде всего мероприятие для детей, это праздник не только вашего ребенка, но и.

Презентация для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» «Что такое хорошо и что такое плохо» Основные задачи: - развить коммуникативные навыки детей, научить играть дружно, делиться игрушками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей».
Опубликовано: 21 января 2018 в 18:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов. «Что такое способность и одарённость у детей».» (включая файлы) размещена пользователем Ася Исакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД