Наталия Грачева
Консультация для педагогов «Что такое сказкотерапия?»
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют различные формы профилактической работы девиантного поведения дошкольников: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий; повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений; взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.
Публикация «Консультация для педагогов „Что такое сказкотерапия?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Одним из наиболее эффективных средств профилактики возникновения девиантного поведения у дошкольников являются игровые технологии. Для организации профилактической работы с дошкольниками специалистами широко применяются такие игровые технологии, как игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и их элементы, а также психогимнастика, релаксационные упражнения.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения является сказкотерапия, которая позволяет осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Кроме того сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства.
Сказка - это жанр литературного творчества, придуманная история с победой добра над злом и обязательно со счастливым концом. Часто в сказках присутствует волшебство, приключения и другие невероятные в обычной жизни события. Именно поэтому сказки любят дети раннего и дошкольного возраста. В психологии уделяется большое значение сказке в процессе развития детей. Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка, его развития, привития нравственных норм, правил поведения, формирования цели жизни, достойного отношения к другим народам.
Достоинством сказки является то, что она несет в себе огромную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера которая строится на уважении к своим предкам.
Во время прослушивания сказки происходит активное общение детей с ее героями, что способствует обогащению эмоционального опыта детей, формированию образно-эмоционального обобщения художественного материала, поскольку эмоциональное отношение к героям всегда ярко окрашено. Для того, чтобы дошкольники научились переносить проживаемые во время восприятия сказок и литературы эмоции в реальную жизнь, необходимо создавать для них условия для развития способностей, воспринимать в жизни ситуации, аналогичные сказочным, для развития нравственных чувств детей.
Сказка формирует у ребенка первоначальные представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, заставляет задуматься и прочувствовать то, что невозможно в реальной жизни.
В сказках для детей очень привлекательным является противопоставление добра и зла, фантастические и наделенные особой смысловой нагрузкой нравственные образы, выразительный язык, динамика событий.
Повышенная эмоциональная активность содействия-сопереживания подчеркивается сказкой : она полна драматических, экстремальных ситуаций, вызывающих у ребенка эмоциональные переживания. Эмоциональное воздействие сказки достигается крайним проявлением добра и зла, проявляясь посредством сказочной оппозиции -"истинный - преображенный","добрый-злой".
Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно дошкольного возраста?
Во–первых, в дошкольном возрасте восприятии сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему мечтать и фантазировать. Но сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступном для понимания ребенка форм постигать их.
Во–вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, то есть эмоционального объединения себя с другим человеком и присвоения его норм, ценностей, образцов, как своих.
Дети очень любят слушать невероятные истории, расширяющие сферу их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и неподдающиеся влиянию современной цивилизации и приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.
Вспомним, как в реальной жизни взрослые сталкиваются с добром и злом: форма их восприятия не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается легко.
Сказки нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, сказки–эффективное средство развития в ребенке тонкого понимания о своем будущем, внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности.
Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
1. Потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути берет на себя ответственность, принимает решения, делает выбор, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия на своем пути и обычно оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
3. Потребность в активности. Герой всегда активен и находится в действии: кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, куда-то идет, с кем-то борется, от кого-то убегает. Иногда в начале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Таким образом, благодаря мягкому влиянию на поведение ребенка, возможности узнать себя в сказочных образах, «разрешить» сказочные проблемы, сказка является эффективным средством профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. АлябьеваЕ. А. Волшебные нравственно-этические сказки/ ВоспитательДОУ. -2010.-№12.-с. 111.
2. БабаеваТ. И., Николаева А. Г. Организациясоциально-направленной деятельности старших дошкольников в детском саду. // Детскийсад:теорияипрактика. -2014.-№5.-с. 34-46.
3. ВаськоваО. Ф., ПолитыкинаА. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург,Детство-Пресс,2012 -178с.
4. ДавыдоваО. И. Этнопедагогика народной сказки : учебное пособие/О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец. – Барнаул:АлтГПА,2011.–174с
5. Дошкольное воспитание№7,2012,20с.
6. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником/ Психология дошкольника. –М. :Академия,1948.–172с.
7. ЗахаровА. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М. :Просвещение,2003.-192с.
8. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Сказки для мальчиков и девочек/ Т. Зинкевич-Евстигнеева/ Обруч: образование, ребенок, ученик. –2006.-№6.-С. 13