МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Труд детей в природе — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Ирина Кирикова
Консультация для педагогов «Труд детей в природе — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Труд детей в природе - средство всестороннего развития детей дошкольного возраста его значение

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Публикация «Консультация для педагогов „Труд детей в природе — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Также остается дискуссионным возможность и целесообразность воспитания трудолюбия в дошкольных учреждениях. В. А. Петровский возражает против самого термина «трудовое воспитание», предлагая заменить его терминами «деловое воспитание» или «воспитание в деле». Однако для нашего исследования существенна позиция связывающая трудовое воспитание с развитием личности, с опорой на чувства ребенка, которая выражена в исследованиях Р. С. Буре, М. В. Крулехт, ТЛ. Куликовой, В. И. Логиновой, А. Д. Шатовой и др.

Как показано в работах К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости - эстетические чувства – один из самых богатых источников чувств моральных: дети создают красоту.

Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым всегда было первостепенной задачей всех образовательно-воспитательных учреждений. Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой давно (Н. К. Крупская, Е. А. Аркин, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). К. Д. Ушинский писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Дошкольное детство - это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться.

В дошкольном возрасте усматриваются первые проявления самостоятельности ребенка. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием трудовой деятельности, которая оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т. д.

Таким образом, трудовое воспитание, т. е. привлечение детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, а также является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста. Понятие «трудовая деятельность», его сущность, структура.

В большом энциклопедическом словаре труд определяется как целесообразная, материальная, общественная, орудийная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость трудовой деятельности для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовая деятельность дошкольников носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрослые. Трудовая деятельность удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

В процессе трудовой деятельности дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

Трудовая деятельность ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия "страдает" лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе трудовой деятельности дошкольники практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Трудовая деятельность становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

В трудовой деятельности дошкольника присутствуют все структурные компоненты полноценного труда – мотив, цель, процесс, результат. Однако, реализуют их дети не самостоятельно, а вместе со взрослыми, от которых зависит, насколько эффективно простейшие трудовые действия ребенка будут наполняться содержанием трудовой деятельности.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их однократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат.

Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, которые появляются в предметной деятельности еще в раннем возрасте.

Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно – ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения.

Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т. д.) постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом, что побуждает ребенка к самостоятельности.

Для развития умения ставить цель в труде, необходимо ее осознание, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится в начальной стадии. Поэтому здесь необходима помощь воспитателя в первую очередь. Он ставит перед малышами цель и помогает ее реализовать. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.

Дети старшего дошкольного возраста ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата (например, при изготовлении поделки, в уборке, в самообслуживании и т. д.).

Ребенок в этом возрасте может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая, но их ставит воспитатель. Иногда для старших дошкольников осознание цели проходит поэтапно, когда предстоит сложная работа. Ребенок не может удержать цель, забывает ее, и взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит свою цель.

Таким образом, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.

Важным в трудовой деятельности ребенка является и то, ради чего он трудится. Мотивы труда делятся на:

- внешние, обусловленные нетрудовыми потребностями ребенка;

- внутренние, связанные с самим выполнением трудовой деятельности

Обе эти группы мотивов имеют существенное значение для развития личности.

Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутверждение; вступить в общение со взрослым; принести пользу другим.

Некоторые трудовые действия ребенок выполняет под влиянием внешних мотивов наказания или одобрения взрослых: «бабушка похвалит», «папа обещал купить мороженое», «если не сделаю, мама будет ругаться».

Внешние мотивы лежат в основе формирования общественных мотивов труда. К ним относится стремление принести кому-то радость, приятно удивить, помочь. Первые проявления таких мотивов возникают довольно рано, а в старшем дошкольном возрасте они становятся осознаваемыми и одними из наиболее действенных. Их отличие от корыстных мотивов труда заключается в том, ребенок стремится сделать то, что нужно не лично ему, а другим.

Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дошкольном возрасте, но ведущими становятся не сразу.

Планирование – важный компонент труда, и у детей он осуществляется своеобразно. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

В младшем дошкольном возрасте ребенок вообще не может планировать свою деятельность. В старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, забывая об организации труда, и намечают лишь основные этапы, а не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы. Ребенок не может составить план работы, но действует последовательно – словесное планирование дается сложнее, чем практическое.

Вследствие обучения детей планированию формируется способность действовать экономно и рационально, уметь предвидеть результат. Роль взрослого в данном случае на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию, затем учит детей планировать самостоятельно.

Процесс деятельности (овладение трудовыми навыками и умениями) – один из важнейших компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольников, также имеет свою специфику. Если ребенок не владеет трудовыми навыками, то он никогда не достигнет результата.

Ребенок осваивает весь набор трудовых действий с материалом и инструментами в определенной последовательности.

Дети в младшем дошкольном возрасте увлекаются самим процессом деятельности. Старших дошкольников также увлекает сам процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все сделать красиво, аккуратно, правильно. Участие взрослого в процессе труда для ребенка любого дошкольного возраста вносит особый элемент привлекательности.

Результат – главный компонент трудовой деятельности, общественная направленность результата труда, которая осознается уже к среднему дошкольному возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других, воспитывает уважение к результату труда.

К результату труда отношение детей также своеобразно. Зачастую для младших дошкольников важен не материальный результат, а положительная оценка взрослого. В старшем дошкольном возрасте детей интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого также очень важна. И в 5 -7 лет у детей уже могут проявляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Осознанию результата труда способствуют:

Установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. В данном случае результат ожидается детьми, а его получение осознается как завершение труда, как его главный компонент.

Использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности.

Таким образом, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности. Овладение всеми трудовыми компонентами и процессами труда закладывают начало становления трудовой деятельности детей.

Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

Руководство трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

Во второй младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.

Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями.

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть [8, с. 25].

Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения - ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т. д.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве.

По cравнению с предшествующим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом.

Для развития трудовой деятельности, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Главная развивающая функция трудовой деятельности – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе трудовой деятельности развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Трудовая деятельность является равнозначным предметом программы обучения. Правда, в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Трудовая деятельность должна взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания.

Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены следующие условия: формирование системных знаний о труде, обучение целостным трудовым процессам, организация самостоятельной трудовой деятельности детей.

Литература.

1. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева // Дошкольное воспитание. -2001 - № 11. – С. 34

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4 – с. 16

3. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

4. Безруких, М. Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников / М. Н. Безруких. - М. : «Ювента», 2001. – с. 67

5. Жукова, Р. А. Трудовое воспитание / Р. А. Жукова. – Волгоград: «Корифей», 2009. – 96 с.

6. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

7. Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду / Т. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

8. Крухлет, М. В. «Дошкольник и рукотворный мир» / М. В. Крухлет. - Санкт- Петербург, 2003.

9. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет /Л. В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 276 с.

10. Ожегов, С. И. Толковый словарь/ С. И. Ожегов. – М. : «РУССКИЙ ЯЗЫК». – 19

Публикации по теме:

Художественная литература как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста Консультация для родителей «Художественная литература как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста». Художественная.

LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Гуревичева Мария Александровна Старший воспитатель МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» «LEGO» - конструирование.

Консультация для педагогов «Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил:.

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей;.

Консультация для педагогов «Роль игр с песком и водой для всестороннего развития детей» Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр, формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет.

Консультация для педагогов «Роль игр с песком и водой для всестороннего развития детей» Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр, формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет.

Консультация для родителей «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной.

Педагогический опыт «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Сообщение с презентацией на тему: «Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Волшебные камешки как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возрастаВолшебные камешки как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста татья на тему: «Волшебные камешки - как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Гусева Елена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Труд детей в природе — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 22:01
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Труд детей в природе — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кирикова (УИ 1648898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД