Мария Гуревичева
Педагогический опыт «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
старшего воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад
«Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А.
«LEGO» - конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Публикация «Педагогический опыт „LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В ребенке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит Лего-конструирование, оно предоставляет детям возможность проявлять свою фантазию и творчество, создавая различные постройки. В процессе игры с конструкторами у детей развивается воображение, память, усидчивость, стремление созидать, логическое и ассоциативное мышление. Такая игра стимулирует художественное и интеллектуальное развитие ребенка. У детей, которые часто играют с конструкторами, лучше развита речь, потому что мелкая моторика рук тесно связана с развитием этого навыка. Наборы «LEGO» отлично подходят для реализации детских потребностей в строительстве, они полностью соответствуют способностям малышей.
Уникальность таких конструкторов в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивает полет фантазии.
С помощью Лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
Перед педагогом стоит важнейшая задача – создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы Лего-конструирование – вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов.
Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Занятие с конструкторами «LEGO» позволяет не только обучить детей умению конструировать, но и помогает решать основные задачи дошкольной образовательной программы. В процессе игры с конструктором ребенок создает что-то новое, раскрывает в себе новые способности и навыки, учится подбирать детали для своих конструкций. Таким образом, реализуется такая образовательная область как познание.
Такая игра подразумевает также развитие навыков коммуникации. Это происходит при помощи бесед, описаний деталей, ответов на вопросы по поводу своих моделей и т. д. Такая деятельность невозможна без участия взрослых, родителей или воспитателей. Ребенка необходимо направлять в его творчестве, помогать проявлять свои таланты. Продумывание целостного образа конструкции, оформление готовых моделей, их преобразование способствует развитию художественно-эстетического направления в образовании ребенка. Таким образом, использование конструкторов «LEGO» помогает всестороннему развитию детей.
Лего-технология – пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Например пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования: Развитие математических способностей – ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали. Развитие речевых и коммуникационных навыков – ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства. Коррекционная работа – оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.). Воспитательная работа – совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
В нашем детском саду в процессе обучения и на занятиях кружка по информатики используются наборы с LEGO Education WeDo 2.0. Кружок «Информатика для дошкольников» предусмотрен для детей старшей группы и подготовительной. Программа кружка разработана на один учебный год. Один из разделов относится к изучению Лего-конструирования.
Когда мы видим ребенка, занятого конструктором, нам кажется, что он только весело проводит время. Также мы знаем, что так оттачиваются практические навыки и углубляются знания. Но что конкретно происходит в голове ребенка при этом?
Конструктор LEGO Education WeDo 2.0 предназначена для развития навыков программирования, проектирования и ведения научной деятельности у дошкольников в подготовительной к школе группе. Он сочетает в себе:
• Электронные компоненты;
• Кубики ЛЕГО;
• Программное обеспечение;
• Учебные пособия.
Конструктор вдохновит детей на изучение тайн окружающего мира, пробудит к научным исследованиям и способствует глубокому анализу самостоятельно совершенных открытий.
Основным отличием от роботов первого поколения является то, что модели LEGO WeDo 2.0 – это беспроводное решение, которое подразумевает управление устройством через ПК, планшет или ноутбук посредством технологии Bluetooth 4.0.
Конструктор состоит из:
Датчика движения и наклона с расширенными функциями, в отличие от предыдущих версий.
Электрического мотора со средней мощностью.
Уникальных 280 деталей LEGO.
Сортировочного лотка.
Специальных наклеек.
Батареи, рассчитанной на 500 циклов.
Для работы и сборки различных моделей еобходимо установить бесплатное программное обеспечение LEGO Education WeDo. Оно адаптировано для работы на ПК и на планшетах. Простое и легкое в использовании, благодаря чему программирование и «оживление» собранных моделей, путем проб и ошибок, может постичь любой ученик. Платформа использует современную технологию Bluetooth 4.0, благодаря которой можно управлять спроектированными моделями.
Базовое программное обеспечение состоит из 17 типовых работ, которые рассчитаны на 40 часовой курс обучения. Проектные работы полностью отвечают требованиям нормативов Министерства образования и включают в себя задачи для прогрессивного развития технических навыков. В 9 из 17 проектов детально прописаны инструкции по применению, в остальных – увлекательные открытые задачи для юных техников, которые могут самостоятельно изобретать и придумывать новые решения.
Робототехника Lego WeDo — это современный набор, предназначенный для детей с 7 лет и позволяющий сделать первые уверенные шаги в роботостроении и не только. Собирая простых роботов и программируя их на выполнение определенных действий, ребенок учится конструировать, программировать, вести наблюдение, собирать и анализировать данные. При этом он получает новые знания о том, как устроен окружающий мир. Наблюдая за организацией работы со стороны, легко выделить такие этапы:
Создание моделей;
Программирование их;
Исследования;
Обсуждение идей.
Но какие фундаментальные процессы задействуются в игре, и что конкретно она дает развивающемуся мозгу?
1. Установление взаимосвязей. Это важное умение, над которым мы в жизни не задумываемся, но без которого каждый новый опыт не имеет смысла, ведь для его эффективного использования он обязательно должен накладываться на опыт предыдущий. У каждого ребенка уже есть знания, установление взаимосвязей позволяет наложить новые сведения на уже имеющиеся, таким образом расширяется кругозор.
Тематики LEGO Wedo игровые : забавные механизмы, футбольная, зоопарк, приключения. Но области знаний, обучение в которой стимулирует конструктор, весьма серьезны: естественнее науки, точные науки, развитие речи, технологии.
Установление взаимосвязей стимулирует детей к диалогу и познанию нового. Пример: начиная работу с LEGO Wedo по комплекту заданий «Необычный зоопарк», дети соотносят стоящие перед ними задачи с той информацией, которая уже есть у них в голове по этой теме: кто такие аллигаторы, как они движутся в природе, как человек ведет себя с ними и т. д.
2. Конструирование: как известно, лучше укладывается в голове то, что не изучено теоретически, а закреплено практическими навыками. Работа с LEGO подразумевает обдумывание и самостоятельное создание моделей, есть пошаговые инструкции. На примере строительного набора LEGO Wedo это выглядит так: дети строят вездеход Майло и управляют им.
3. Рефлексия. Осмысление произведенных действий обеспечивает более глубокое понимание предмета, работа над которым ведется во время, казалось бы, такой простой игры. В данном случае дети анализируют, насколько построенный механизм напоминает реального аллигатора, как различаются и в чем схожи модели поведения механизма и животного в природе. Область затрагиваемых рефлексией знаний может быть чрезвычайно широка: например, вплоть до осмысления отличий между аллигатором и крокодилом и отнесения полученного механизма к нужному виду животных.
4. Развитие. LEGO Wedo не препятствует самостоятельному творчеству, стимулируя к нему (есть возможности создания более сложных моделей вне инструкций). Именно для осознания такой возможности и требуется такой важный мыслительный этап, как развитие. Вот так, играючи, детский мозг совершает очень серьезные мыслительные процессы и совершенствует механизмы своей работы.
Таким образом можно сделать вывод о том, что Лего- конструирование создает необходимый фундамент для всестороннего развития ребенка.
Список использованных источников
1. Елистратова О. В., Левшина Н. И. К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО. В сборнике: Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. 2014. С. 42-47.
2. Левшина Н. И. Интеграция науки и практики// Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.
3. Левшина Н. И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов //Начальная школа. 2010. № 7. С. 122-124.
4. Левшина, Н. И. Развитие коммуникативно-речевых умений дошкольников посредством лего-конструирования// В сбрнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 50-летию факультета дошкольного образования. 2013. С. 348-353.
5. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : Пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104с.
6. Михеева О. В., Якушкин П. А. LEGO : среда, игрушка, инструмент/ Михеева О. В., Якушкин П. А. //Информатика и образование. – 2006. — №6. – 54-56с.
7. Топоркова А. С. Организация работы по лего-конструированию — «Воспитатель», №6 2007. С 96 – 109.
8. https://gosobr.ru/blog/obuchenie-s-lego-education-wedo-osnovnye-vidy-myslitelnoy-deyatelnosti-v-protsesse-igry/
9. https://detki-sad.com/2595-konstruktory-lego-kak-sredstvo-razvitiya-detey.html