Елена Дермер
Консультация для педагогов «Учимся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся играя
И. И. Радина,
воспитатель ГККП «Ясли-сад № 14
города Костаная
Учиться можно только весело. Чтобы
переварить знания, надо поглощать их
с аппетитом.
А. Франс
Публикация «Консультация для педагогов „Учимся играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одной из наиболее важных задач воспитания ребенка является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко усваивать новое. Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка.
Ведущим видом детской деятельности, как известно, является игра. Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка. Иногда мы забываем, что любые, даже самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще и еще.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Это логические блоки Дьенеша, игры В. Воскобовича, палочки Кюизенера и другие. Хочется более подробно остановиться на одной из универсальных технологий – палочках Кюизенера.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.
Палочки Кюизенера представляют собой набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветные палочки», «цветные числа», «цветные линеечки». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Чем больше длина палочек, тем большее числовое значение она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.
Каковы плюсы методики Кюизенера?
Это, прежде всего, универсальность. Ее применение не противоречит никаким другим методикам, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
Хочется отметить высокую эффективность данной методики. Несмотря на то, что палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.
К тому же, палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.
Палочки Кюизенера идеально подходят для знакомства ребенка с математикой и решают следующие задачи:
- формирование понятия числовой последовательности, состава числа;
- осознание отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др;
- деление целого на части и измерение объекта условными мерками, освоение в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости;
- знакомство с арифметическими действиями сложения, умножения, вычитания и деления чисел;
- развитие психических процессов: восприятие, мышление, внимание, воображение, речь;
- развитие фантазии и воображения, познавательной активности;
- умение работать в коллективе.
Знакомство ребенка с палочками Кюизенера происходит в несколько этапов.
Первый этап можно условно назвать игровым. На данном этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Для начала достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят: у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — розовый, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — оранжевый.
Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.
На следующем математическом этапе малыш учится в буквальном смысле «чувствовать» числа. Теперь обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.
Палочки Кюизенера помогут ребенку освоить дробные числа. Здесь можно предложить дошкольнику следующее задание: разделите палочку “3” на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (три палочки). Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3. Чему равно 3/3?. Ответ: трем или одному целому. А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?
Затем ребенок может сравнить 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Далее упражнение проводятся на всех числах.
Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».
Весь комплекс заданий можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже “перерос” – и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.
Многие игры и упражнения с палочками, предлагаемые детям, носят проблемно-практический характер. Играя, ребенок должен решить, хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, чтобы помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывает в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, дает толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети, включаясь в ту или иную игру, «открывают» маленькие математические истины. Задача педагога состоит в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.
Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата помогают альбомы «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиками» «На золотом крыльце».
Эти альбомы предоставляют ребенку большие возможности для исследования. Дошкольник с помощью интересных заданий учится различать цвет, размер, количество. Он подходит к пониманию абстрактных понятий, таких, как число, измерение, «оживляет» героев любимых сказок.
Опираясь на личный опыт, мы пришли к выводу, что использование данной методики помогло нам научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Хочется надеяться, что, взрослея, ребенок не утратит любознательность, способность творить, фантазировать.
Проведённая диагностика помогла установить определённый объём знаний в интеллектуальном развитии, показала качественные результаты в их развитии.
Мы очень много говорили о роли игры в развитии ребенка. Здесь уместно вспомнить слова замечательного писателя Максима Горького: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Так давайте поможем ребенку изменить мир, сделать его лучше и добрей.