Людмила Магжанова
Кружок «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
«МБДОУ «Полазненский детский сад № 7/2»
Программа
«Учимся, играя»
для детей старшего дошкольного возраста
Руководитель: Магжанова Л. А.
Воспитатель первой квалификационной категории.
2015-2016 г.
Содержание программы кружка
«Учимся, играя».
Давайте играть,читаючи,
Чтобы читать играючи.
Пояснительная записка.
Публикация «Кружок „Учимся, играя“» размещена в разделах
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в интеллектуальном развитии дошкольника и является начальной ступенью последующего систематического изучения родного языка.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
В условиях реализации ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием которой является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогами дошкольных учреждений становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Одной из них является - игра, способная развивать, формировать, стимулировать, основываясь на базисных принципах гуманистического подхода к развитию личности, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологический и психологический аспекты.
Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Среди многообразия творческих подходов, игр, известных нам по педагогической дидактике, как нельзя лучше, подходит совершенно особенная, самобытная группа игр - развивающие игры В. В. Воскобовича, на основе которых создана технология «Сказочные лабиринты игры». Технология «Сказочные лабиринты игры»
построена на использовании большого количества авторских развивающих игр, направленных на различные аспекты детского развития: сенсорного, интеллектуального, математического, конструктивного, творческого, речевого.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретенным знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от при –
вычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным.
Актуальность:
Для индивидуальной работы с детьми, которые нуждаются в коррекции некоторых знаний и умений по грамоте, с теми, кто проявляет интерес к играм со звуками, словами, часто не хватает времени в режиме дня поэтомупоявилась необходимость в дополнительной образовательной деятельности.
Опыт работы по технологии «Сказочные лабиринты игры» позволил мне систематизировать и обобщить наработанный материал в программу кружка «Учимся, играя» для детей 5-6 лет.
Новизна:
Изучив ряд методических пособий и материалы из интернета, я выяснила, что вопрос подготовки к обучению грамоте посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» освещен недостаточно. Программ по данному виду деятельности я не нашла.
Цель: Формирование у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, развитие интереса и способности к чтению посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры».
Задачи:
1. Учить узнавать и называть гласные и согласные звуки, различать на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить понятия «звук» и «буква»;
(Пособия «Забавные буквы», «Складушки», «Копилка букв», «Теремки»
«Конструктор букв»)
1. Обучать звуковому анализу слов. Учить определять место звука в слове, делить на слоги двусложные слова
(«Лабиринты букв», «Теремки»)
2. Помочь запомнить моторный образ букв.
(«Шнур-затейник», «Шнур-грамотей», «Лабиринты букв», «Конструктор букв»)
3. Учить составлять простые предложения и правильно интонационно их проговаривать в соответствии со знаком на конце.
(«Теремки»)
4. Прививать интерес к играм со звуком и словом, вызвать желание читать.
5. Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные навыки
(«Читайка на шариках- 1,2» «Теремки», «Лабиринты букв»)
6. Развивать психические процессы внимания, памяти, операции логического и творческого мышления, воображения, навыки познавательной деятельности.
7. Формировать положительный эмоциональный настрой на восприятие обучающего материала.
8. Активно готовить руку к письму.
Формы и режим занятий:
Развивающее обучение проходит в форме игрового взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.
Дополнительную игровую мотивацию создают авторские методические сказки. Взрослый читает сказку, а дети её слушают и по ходу сюжета отвечают на вопросы, решают задачи и выполняют задания.
Режим проведения игровых ситуаций зависит от наполняемости группы.
Каждый ребенок занимается 1 раз в неделю по 25минут.
Ожидаемый результат:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается освоение детьми определенных знаний и умений, необходимых для дальнейшего изучения родного языка, произойдет осознание своих способностей,навыков самоконтроля, умение использовать свои знания и умения в повседневной жизни.
Формы подведения итогов реализуемой программы кружка :
1. Мониторинг
2. Презентация творческих работ родителям;
3. Открытые занятия для родителей;
4. Творческий отчет на педсовете;
5. Систематизация опыта работы кружка и представление на ППО.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ занятия Задачи Развивающая среда
Октябрь
Занятие №1 1. Закрепить умение соотносить гласный звук и букву.
2. Тренировать умение различать гласные бук-
вы независимо от на-
чертания. Пособие «Копилка букв»
Игры: «Кто это?», «Любимая буква», «Спой
песенку»
Занятие №2 1. Упражнять в пропева-нии «гласной песенки»
2. Закреплять умение интонационно выделять звук в слове «Складушки»
Занятие№3 1. Продолжать знако-
мить с гласными буква-
ми
2. Учить называть слова с заданным звуком Пособие «Забавные буквы»
«Копилка букв»
Занятие №4 1. Познакомить с «песен-
кой слияния» звук и бук-ва Б.
2. Упражнять в называ-
нии слов на заданный
звук, в интонировании
звука в слове «Складушки»
«Теремки»
Ноябрь
Занятие №1 1. Упражнять в умении пропевать «песенку слияния» звук и буква Б.
2. Помочь запомнить моторный образ буквы Б Пособие «Складушки» и
«Конструктор букв»
Занятие №2 1. Помочь запомнить мо-
Торный образ буквы Б,
2. Развивать мелкую моторику руки «Лабиринты букв» (согласные)
Занятие№3
Занятие№4 1. Учить называть слова с
Заданным звуком[П].
2. Познакомить с буквой
П. и песенкой слияния
3. Упражнять в делении
слов на слоги.
1. Упражнять в диффе-
Ренциации звука [П] в словах
2Упражнять в различе-
нии на слух твердых и
мягких согласных. «Складушки»
«Лабиринты букв»
(лист 1)
Декабрь
Занятие №1 1. Упражнять в пропева-нии «песенки слияния»
Звук и буква П.
2. Готовить руку к пись -
му «Складушки» с диском
«Лабириты букв» лист 2.9 и 2.10
Занятие №2 1. Звук и буква В
2. Пропевание песенки
Слияния
3. Выделение заданного
Звука в слове
4. Помочь запомнить букву В «Складушки» с диском
«Конструктор букв»
Январь
Занятие №1 Дифференциация [в] в слове;
Определение на слух твердого и мягкого зву-ка в слове
«Складушки»
«Лабиринты букв» лист
2.9 и 2.10
ЗАНЯТИЕ №2 Звук и буква Ф.
Пропевание «песенки слияния»
Учить называть слова с
Заданным звуком «Складушки» с диском
«Лабиринты букв»лист
2.2
Февраль
Занятие №1 Упражнять в делении слов на слоги
Закреплять знания о предложении складушки
«Шнур-затейник»
Занятие №2 Звук и буква Г
Пропевание «песенки слияния»
Упражнять в дифферен-
циации звука в слове
Деление слов на слоги
«Складушки» с диском
«Конструктор букв»
Занятие №3 1. Звуковой анализ слов
Учить различать на слух твердый и мягкий
согласный
3. Развивать координацию глаз-рука «Лабиринты букв»
Лист 2.3
Лист 2.12
Занятие №4 1. Звук и буква К.
2. Дифференциация звука в словах
3. Называние слов с заданным звуком
4. Пропевание «песенки слияния» «Складушки» с диском
Март
Занятие № 1 1. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слов
2. Делить слова на слоги
3. Развивать координа-
цию глаз-рука «Складушки»
«Лабиринты букв»
Лист 2.3
Лист 2.10
Занятие №2 1. Звук и буква Д
2. Дифференциация звука в словах
3. Деление слов на слоги
4. Называть слова на заданный слог.
«Складушки»
«Лабиринты букв»
Лист 2.9
Занятие №3 1. Пропевание «песенки слияния» [Д]
2. Проводить звуковой анализ слов
«Складушки» с диском
«Лабиринты букв»
Лист 2.4
Занятие №4 Звук[ Т ]и буква Т
1. Учить называть слова с заданным звуком
2. Учить звуковому анализу слова КОТ.
3. Учить составлять пред-
ложения из трех слов и делить их на слова. «Складушки» с диском
Апрель
Занятие №1 1. Пропевание «песенки слияния»
2. Помочь запомнить букву, её моторный образ.
3. Готовить руку к пись-
му
«Лабиринты букв»
Лист 2.9
Лист 2.10
«Конструктор букв»
«Шнур- затейник»
Занятие №2 Звук[ Ж] и буква Ж
1. Находить на картинке слова с заданным звуком
2. Звуковой анализ слова ЖУК.
3. пропевание «песенки слияния»
«Складушки» с диском
Занятие №3 1. Помочь запомнить моторный образ буквы
2. Готовить руку к пись-
му. «Лабиринты букв»
Лист 2.11
Лист 2.12
Занятие №4 Звук[ Ш] и буква Ш.
1. Учить дифференциро-
вать звук в стихотворе-
нии.
2. Пропевание «песенки слияния»
3. Упражнять в умении составлять предложе-
ния из трех слов «Складушки» с диском
Май
Занятие №1 1. Помочь запомнить букву Ш.
2. Развивать мелкую моторику. Готовить руку к письму. «Лабиринты букв»
Лист 2.5
Лист 2.10
Занятие №2 Звук [З] и буква З
1Дифференцировать звук в стихотворении, определять место звука
в слове.
2. Пропевать «песенку слияния»
«Складушки» с диском
«Лабиринты букв»
Занятие №3 3. Создание моторного образа буквы,развивать умение сохранять направление движения руки в соответствии с изображением буквы «Лабиринты букв»
Лист 2.6
Лист 2.12
Занятие №4 Звук [C] и буква С.
1 Учить дифференциро-
вать звук в тексте
Определять на слух
твёрдый и мягкий сог-
ласный
3 Пропевать «Песенку слияния»
«Складушки» с диском
Диагностическая карта
Первый год обучения.
Начало года Конец года
параметры 1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Ф. И. Р
1. Кристина П. 3 3 3 3 3 3
2. Тимур С. 3 4 4 3 3 3
3. Злата К. 3 4 4 4 4 5
4 Соня Е. 3 4 3 4 3 3
5 Диана М. 3 3 3 3 3 3
6. Илья Н. 3 3 3 3 3 3
7. Настя В. 3 3 3 3 3 3
8. Саша Н. 3 3 3 3 3 3
9. Алена Б. 3 3 3 3 3 3
10 Матвей Ж. 2 3 2 2 3 2
Показатели подготовки к обучению грамоте и критерии их оценки
1. Владение умением звукового анализа слов
Дифференциация гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных
3. Умение делить слова на слоги;
4. Умение выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
5. Понимание и использование в речи термина «предложение», составлять предложение из 3-4 слов;
6. Соотнесение звука и буквы.
Учебно-тематический план.
Второй год обучения.
Задачи:
1. Обучение словоизменению,
2. Формирование слогового чтения
3. Формирование слитного чтения.
№ занятия Задачи Развивающая среда
Октябрь
Занятие №1 Упражнять в различении звонких и глухих соглас-
ных звуков
Звуковой анализ слов. «Читайка» на желтых шариках: игра «Что об-
щего?»
«Лабиринты букв» лист 2-8 дорожки «Да-нет»
Игровизор, маркеры,
салфетки
Занятие №2
Занятие№3 Обучение слитному про-
Изношению гласных и согласных букв. Конст-
Руирование слогов.
2. Познакомить с исключениями русского языка (огонек «запрет»)
3 Готовить руку к письму
Пособие «Теремки» :
Игра «Шуты на Неразго-
ворчивой улице»
Лист 3.11 «Напиши».
Игровизор
Занятие №4 Обучение слиянию
Гласных и согласных
Букв.
2. Чтение слогов.
3. Составление трехбуквенных слов
Пособие «Теремки»
Игра «Паровоз, вагон-
чики»
Ноябрь
Занятие №1 1. Пропевание песенки слияния буква Л.
2. Звуковой анализ слов со звуком Л.
3. Упражнять в умении делить слова на слоги, определять ударный слог. Пособие «Складушки» с диском
Лист 3.1 Лабиринт буквы Л. Игровизор.
Занятие №2 1. Чтение слогов. Составление трехбук-
венных слов.
2. Развивать внимание: узнавать буквы независимо от начерта-
ния.
«Теремки» Игра «Паро-
воз, вагончики» с усложнением (меняются
теремки и сундучки)
Лист 3.10. «Теремок с буквами» ,Игровизор,
Маркеры.
Занятие№3
1. Упражнение в слиянии гласных и согласных букв. Составление трех-четырехбуквенных слов.
2. Звуковой анализ слов
с буквой М. с применением правил написания гласных букв.
«Теремки». Игра : «Перевертыши»
Лист 3.2, игровизор.
Лабиринты буквы М
Занятие№4 1. Упражнять в слоговом
чтении, умении делить слова на слоги
2. Упражнять в диффе-
ренциации звука Н в словах
3. Упражнять в различе-
нии на слух твердых и
мягких согласных (Н)
«Читайка» на розовых шариках. Игра «Аукцион слов»
«Складушки». Песенка «Нина».
Декабрь
Занятие №1 1. Упражнять в пропева-нии «песенки слияния»
Звук и буква Н.
2. Звуковой анализ слов «Складушки» с диском
Лабиринт буквы Н
Лист 3.3, Игровизор
Занятие №2 1. Звук и букваР
2. Пропевание песенки
Слияния
3. Деление слов на сло-
ги, определение удар-
ного слога в словах
4. Развивать мелкую моторику. «Складушки» с диском
«Конструктор букв»
Конструктор букв. Буква
Р.
Январь
Занятие №1 1. Закрепление навыка чтения. Составлять слова
Из трех, четырех и более букв;
2. Учить составлять пред-
ложение с заданным словом, называть слова по порядку.
Игра-шнуровка «Снеговик» из серии «Шнур –грамотей»
ЗАНЯТИЕ №2 1. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова с опре-
делением ударного гласного
2. Упражнять в делении
слов на слоги.
3. готовим руку к письму «Читайка» на розовых шариках. Игра «Аукцион слов»
«Консруктор букв» Буква Р.
Февраль
Занятие №1 1. Продолжать учить сло-
воизменению
2. Заучивание песеки слияния буква Х.
Упражнять в делении
слов на слоги, опреде-
лении ударного слога. «Читайка» на желтых шариках. Игра «Замени звук»
«Складушки». Песенка «Эхо»
Занятие №2 1. Показать, что коли-
Чество слогов в слове зависит от количества гласных
2Тренировка навыка чтения, совершенствование процессов памяти,
мышления, внимания. «Читайка» на зеленых шариках. Игра «Сколько слогов?»
«Лабиринты буквы Р»
Лист 3.4
Занятие №3 1. Упражнять в составле-
нии трех-четырехбук-
Венных слов
3. Развивать координацию глаз-рука «Теремки» Игра «Заменялки»
«Лабиринты буквы Х»
Лист 3.5
Занятие №4 1. Пропевание песенки слияния. Буква Ц
2. Дифференциация звука в словах
3Деление слов на слоги, определение ударного слога.
4. «Написание» слов на тему «имена» «Складушки» с диском
Игра-шнуровка «Снеговик»
Март
Занятие № 1 1. Словотворчество. Самостоятельное при-
думывание слов-небы-
валок и «написание» их с помощью шнурка.
Создание словарика из придуманных слов. Игры из серии «Шнур-грамотей». Выбор с помощью «волшебно-
го» кубика
Занятие №2 1. Упражнять в звуковом анализе слов. Тренировать навык чте-
ния
«Лабиринты буквы Ц»
Лист 3.6.
Занятие №3 1. Знакомство с песенкой слияния. Бук-ва Ч.
2. Деление слов на сло-
ги, определение удар-ного слога.
3. Тактильный анализ буквы Ч. (с закрытыми глазами) «Складушки» с диском
«Конструктор букв»
Буква Ч.
Занятие №4 1. Упражнять в звуковом анализе слов
2. Развивать логическое мышление, внимание.
3. Освоение конструиро-
вания слов. «Лабиринты буквы Ч»
«Читайка» на голубых шариках. Квадрат 2.7
Игра «Аукцион слов»
Апрель
Занятие №1 1. Пропевание «песенки слияния» Буква Щ.
2. Освоение способов образования слов, придумывание назва-
ний предметам с необычными функция-
ми.
.
«Складушки» с диском
«Читайка» на голубых шариках. Квадрат 2.8.
Занятие №2 1. Упражнение в звуко-
ом анализе слов
Тренировка навыка чтения
2. Подготовка руки к письму.
«Лабиринты буквы щ»
Занятие №3 1. Упражнять в узнава-
нии букв независимо от начертания
2. Готовить руку к пись-
му. «Лабиринты букв»
Лист 3.10 Игра «Терем-ки с буквами»
Занятие №4 1. Последовательное составление слов. Конструирование одно-
коренных слов «Теремки» Игра «Загадалки»
Диагностическая карта
Начало года Конец года
параметры 1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Ф. И. Р
1. Кристина П.
2. Тимур С.
3. Злата К.
4 Соня Е.
5 Диана М.
6. Илья Н.
7. Настя В.
8. Саша Н.
9. Алеша Г.
10 Матвей Ж.
Показатели подготовки к обучению грамоте и критерии их оценки
1. Владение умением звукового анализа слов
Дифференциация гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных
3. Умение делить слова на слоги;
4. Умение выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
5. Понимание и использование в речи термина «предложение», составлять предложение из 3-4 слов;
6. Соотнесение звука и буквы.
Высокий уровень(3 балла)
- Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твердый-мягкий, ударный-безударный гласный, звонкий-глухой согласный, анализирует предложение, соотносит звук и букву.
Средний уровень(2 балла)
- Затрудняется в звуковоманализе, в делении предложения на слова.
Низкий уровень:(1 балл)
- Допускает существенные ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги
- Затрудняется в определении ударения.
Предметно – развивающая среда
- Игровые комплекты, пособия:
«Ларчик» и приложения к нему:разноцветные веревочки, «Забавные буквы»;
«Игровизор» и приложение к нему «Лабиринты букв»
«Конструктор-шнур» :
-«Шнур-затейник»;
-«Знаковый конструктор» : «Конструктор букв»- 1,2,3.
-«Шнур-грамотей» :
- «Яблонька»;
- «Парусник»;
- «Снеговик»;
- «Ромашка».
Игровой комплект «Тысячеслов» :
-Пособие «Складушки»;
-Пособие «Теремки»;
-«Читайка 1-2»
-«Копилка букв»
План работы с родителями:
1. Анкета для родителей.
а) Ваш ребёнок читает, что изменилось в нём самом и его окружении?
б) Что Вы испытали, когда услышали впервые чтение малыша?
в) Чем чаще стал ребёнок заниматься дома?
г) Какие усилия Вы прилагали, чтобы помочь ребёнку?
д) Ваше мнение. стоит ли продолжать обучение грамоте по этойметодике в детском саду?
2. Консультация «Игра + обучение = веселое развлечение».
3. Индивидуальные беседы по запросам родителей.
4. Отчет о работе кружка на родительском собрании;
5. Организация выставки пособий В. В. Воскобовича;
6. Оформление фотостенда «Учимся, играя»;
7. Оформление совместных коллажей;
8. Открытый просмотр занятий кружка;
9. Оформление альбома "Наши успехи".
10. Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения.
Литература:
Программа «Детство», её раздел «Развиваем речь детей»; «Интеллектуально- творческое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Харько Т. Г.
«Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет» В. В. Воскобович, Т. Г. Харько; «Развивающие игры в ДОУ» Т. Бондаренко.
«Обучение дошкольников грамоте» М. «Школьная Пресса» 2011г Учебно-методический комплект Л. Е. Журова,Н. В. Дурова.