маргарита соловьёва
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кто быстрее соберет вещи?»
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш".
Оборудование: Большая карта, на которой изображены два чемодана. Карточки с изображением предметов одежды.
Ход игры: Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу разложены карточки на которых нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук "с" или "ш" (шарф, сарафан, носки, шляпа, рубашка, галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты). Играет двое детей, первый ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук "с", а другой вещи со звуком "ш".
Публикация «Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Игра «Звуковая ромашка»
Цель игры: Научить детей определять первый звук в словах, и подбирать слова на заданный звук, нахождение.
Оборудование: Большая ромашка, картинки с изображением предметов.
Ход игры: Играют 2 – 4 детей. На лепестках ромашки картинки. Дети по очереди называют картинки и определяют первый звук в словах. Подбирают на пустые лепестки слова, начинающиеся с этого звука. Выигрывает тот, кто правильно определил первый звук и придумал больше слов, на заданный звук.
Игра «Хлопки»
Цель игры: различение слов, близких по звуковому составу.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов.
Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением вагона. Называет слова: вагон, вакон, факон, вагом. Ребята должны хлопнуть, когда услышат правильное слово. И так с каждой картинкой.
Игра «Звенит – жужжит»
Цель игры: дифференциация звуков з – ж.
Ход игры:. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку, и тот говорит ему своё слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
Игра «Повтори слова»
Цель ишры: развивать умение различать на слух и произносить сходные по звучанию слова.
Ход игры: слушать внимательно и повторять правильно.
Галка - калька даль - дай
Клоп - хлоп шалю - шью
Шалость - жалость веер - веял
Зайка - сайка роль - рай
Коля - Толя кошка - корка
Торт - порт паста - парта
Почка - дочка баран - банан
Банк - танк укол - укор
Пыль - быль бал - бар
Враки — фраки
Игра «Слушай внимательно»
Цель игры: учить выделять из ряда искаженных слов нужное.
Ход игры: когда услышишь слово, подними звездочку.
Флаток мелог банан козтер
Пваток белок панан хастер
Пладок мелок баман каздер
Платок нелот банаб костер
Платот мерок нанан костёл
Картотека дидактических игр на ознакомления со слогом
Игра «Составь слог»
Цель игры: Учить составлять слоги.
Оборудование: Карточки с изображением гласных и согласных букв.
Ход игры: На столе разложены карточки с изображением букв ребёнок должен попробовать из них составить слог если он затрудняется то воспитатель ему помогает.
Игра «Почтальон принес письмо»
Цель игры: Развивать умение делить слова на слоги на слух. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность.
Оборудование: Конвертики, картинки с изображением животных, транспорта, овощей или фруктов.
Ход игры: Дети получают конверты с картинками и по заданию воспитателя отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех слогов. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.
Игра «Собери из слогов слова»
Цель игры: Развития умения составлять и прочитывать слова по слогам.
Оборудование: Карточки со слогами.
Ход игры: Детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). Воспитатель пишет на доске слог -ва-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его.
Игра «Точка»
Цель игры: Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.
Оборудование: Карточки с различными слогами.
Ход игры: У воспитателя карточка со слогом -точка-, у детей карточки с различными слогами. Логопед предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово (веточка, кисточка и т. п.). Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.
Игра «Отгадай слово»
Цель игры: Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова
Ход игры: Воспитатель называет первый слог и предлагает конец слова подобрать детям (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.
Картотека дидактических игр на ознакомления со словом
Игра «Один и много»
Цель: Учить детей изменять слова по числам.
Ход игры: Воспитатель называет слово в единственном числе, а дети называют во множественном. Например «карандаш», «карандаши».
Слова для игры:
Книга ручка лампа стол окно
город стул ухо брат флаг
ребенок человек стекло трактор озеро
имя весна друг семя арбуз
А потом наоборот.
Слова для игры:
когти облака волны листья
цветы пилы молодцы стебли
Игра «Измени слово или придумай похожие слова»
Цель игры: Упражнять детей в образовании однокоренных слов.
Оборудование: Предметная или сюжетная картинка по теме.
Ход игры: - Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т. д.)
Игра «Придумай слова, в которых звук – будет в начале (в середине, в конце)».
Цель игры: Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова, и в конце слова.
Оборудование: Игра проводится в словесном варианте.
Ход игры: Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т. д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т. д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т. д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).
Аналогично игра проводится по другим темам.
Игра «Два дома»
Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком.
Оборудование: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: - Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый дом. «С» - роса, сова, нос, сом.
«Сь» - поросенок, сирень и т. д.
Игра «Цепочка слов».
Цель игры: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.
Оборудование: Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.
Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? ( Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребё нку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди.
Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т. д.
Картотека дидактических игр на ознакомления с предложением
Игра «Придумай предложение» Цель игры : обучение детей самостоятельному придумыванию предложений с многозначными существительными.
Оборудование: парные картинки (с многозначными существительными) - тройка, цилиндр, ворота, язык, головки, зонтики, ласты, круг, обрыв, кольцо, пирамида, шляпа, спинка, ножка, ручка, лист, шишка, ёжик, нос, колокольчик и др.
Ход игры: перед детьми лежат карточки с перевёрнутыми вниз картинками. Выбрав любую из них, игрок придумывает по ней предложение. При выполнении упражнения можно использовать соревновательный приём, разделив игроков на две команды «Кто придумает самое интересное (длинное, смешное, необычное) предложение?».
Игра «Писатель».
Цель: Научить детей составлению описательного рассказа по плану.
Оборудование: Картинка с изображением любого транспорта.
Ход игры: Составить описательный рассказ по картинке на тему транспорт.
План рассказа:
1. Что это?
2. Из каких частей состоит?
3. Чем приводится в движение? (Электричество, топливо.)
4. Где движется этот транспорт?
5. Для чего используется? Что перевозит?
6. Кто управляет этим видом транспорта?
Игра «Путешественник»
Цель игры: формирование навыка составления повествовательных предложений на заданную тему.
Оборудование: Картинки с изображением различных транспортных средств.
Ход игры: Воспитатель раздает детям модели или картинки с изображением различных транспортных средств. Каждому ребенку предлагается представить себя путешественником и придумать, куда он может поехать на этом виде транспорта. Дети составляют предложения типа: «Я поеду на электричке на дачу», «Я поеду на поезде к бабушке в гости».
Игра «Составь предложение»
Цель игры: закрепить умение образовывать предложения из слов.
Оборудование: Карточки со словами.
Ход игры: Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
забавный щенок,полная корзина,спелая ягода,веселая песня,колючий куст,лесное озер
Игра «Живые слова»
Цель игры: Упражнять в составлении предложений.
Ход игры: Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд».
Примеры предложений:
Мишка любит кувыркаться.
Хитрая лисичка.
Белка скачет с ветки на ветку.
Мама купила куклу.