Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Растем и развиваемся вместе или на одной волне»

Наталья Полковая
Консультация для педагогов «Растем и развиваемся вместе или на одной волне»
▼ Скачать + Заказать документы

Растем и развиваемся вместе, или «на одной волне»

Лето и начало осени – период, когда, традиционно, детские сады принимают новых ребят, малышей раннего и младшего дошкольного возраста во вновь открываемые группы.

О том, как облегчить течение адаптации написано и сказано уже много.

Я постараюсь остановиться на психологических моментах, «настройках», психологических упражнениях, играх, которые на практике проверены и очень помогают облегчить переживания малышей в этот непростой для них период.

Публикация «Консультация для педагогов „Растем и развиваемся вместе или на одной волне“» размещена в разделах

Итак, в первые дни прихода в детский сад малыш находится с мамой. Его многое интересует и в этот момент главное дать ему свободу в выборе поля деятельности. Для этого в группе должны быть разнообразные игрушки, в том числе, учитывающие и гендерную специфику. Да, да, уже сейчас мальчики предпочитают кораблики, машинки, трактора и самолеты, а девочки кукольную посуду, кукол, мягкие игрушки и пр. Пока малыш с мамой не надо сильно ему «надоедать», дайте ему время осмотреться.

Когда ребенок остается без мамы, сначала на 1 час, а позже – более длительное время, вот здесь нам воспитателям и психологам потребуется все профессиональное мастерство, такт и спокойствие.

Что очень важно дать понять малышу с первых минут?

Это, первое, что его здесь любят и понимают, что здесь нет опасности, и его желания и потребности будут исполняться.

И второе, что мама обязательно придет. И это время, без нее, мамы, может быть не только безопасным, но и очень интересным.

В первые минуты грусти (без мамы, мы передаем ребенку обязательно свое тепло, спокойствие, здесь хорошо помогают тактильные прикосновения, покачивания, обнимание малыша.

А далее на помощь приходят упражнения, направленные в зависимости от обстановки на:

- отвлекание;

- расслабление;

- повышение двигательной активности;

- создание эмоционально-положительного контакта с воспитателем.

1. Игры и упражнения на отвлекание – здесь мы используем различные световые, шумовые, звуковые игрушки, игрушки с двигающимися деталями, подходят и современные музыкальные игрушки (звучащие паровозики, колокольчики, магнитофоны, книжки с песенками и пр.)

Задача «включения» этих игрушек: отвлечь малыша от переживаний, переключить с эмоции грусти и страха на интерес и познание.

В раннем возрасте идет активное развитие восприятия и эта возрастная особенность учитывается при организации работы в адаптационный период.

2. Игры и упражнения на расслабление приходят на помощь, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, излишне напряжен или скован (сжимает кулачки, кусается, кричит, бросает игрушки и др.)

Мы в таких случаях всегда используем игры с водой. Предлагаю малышу успокоить ручки, помыть их, ополоснуть личико, «сделать красивыми носик и глазки», а дальше, предлагаю «помочь уточкам или лягушкам переплыть озеро» (тазик) или переправить кораблик, пароходик на другой берег.

Если мы с детьми находимся на улице, хорошо расслабляют игры с песком. Предлагаю малышам найти собачке закопанную игрушечную косточку или помочь отыскать зайке зарытую морковку. Для таких упражнений пригодятся различные мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов, совки, формочки для песка, разноцветные камешки (сокровища) и ваша фантазия.

Мы используем и другие упражнения на расслабление мышц (поглаживание малыша по спинке, ручкам, ножкам).

В нашем детском саду мы часто используем упражнения «Мы на пляже» (лежим на коврике (пляже, загораем, а солнышко согревает (педагог поглаживает) ножки и ручки) или упражнение «Ветерок» (когда ветерок дует и «трогает» ручки, ножки малыша (для этого упражнения подойдет обычный веер, в дальнейшем можно использовать перышки).

Вариаций таких упражнений может быть сколько угодно (есть у вас легкий шарфик – вот вам и дотронулась до ребенка пролетающая волшебная птичка, используете ватные шарики – прилетело к нам пушистое облачко и др.)

В отличие от упражнений, которые мы проводим с большими детьми, малышей не нужно заставлять закрывать глазки, они и так воспринимают эти предметы, как действительные. Это еще одна особенность восприятия.

Что же касается музыкального сопровождения, то на первых порах его тоже не используем, и начинаем включать запись музыки, только когда упражнение знакомо малышам.

3. Упражнения на повышение двигательной активности использовать можно и нужно. Дети очень любят движения, им просто это необходимо, так же, как дышать и питаться.

В адаптационный период мы применяем знакомые игры, но несколько их видоизменяем.

Например, советская игры «Мы веселые ребята». Идем взявшись за ручки. Я произношу «Мы веселые ребята, люби бегать и играть, ну попробуй нас поймать», подходим к любой игрушке (мягкая собачка, медведь, лев, слоник, а дальше бежим к воспитателю, которая раскрыв руки, объятия нас встречает и обнимает.

В чем секрет?

Первое – тактильный контакт с психологом (идем, взявшись за ручки, ощущение безопасности и поддержки) и второе – эмоциональная встреча с воспитателем, улыбки, и объятия, а следовательно: «положительные эмоции» + «тактильный контакт» = эмоционально-положительная связь с воспитателем.

Возьмем другую знакомую игру «Гуси, гуси» (ее особенно любят маленькие детки). Принцип тот-же, идем, взявшись за ручки, волк-игрушка или картинка, а бежим к воспитателю или помощнику воспитателя, которые встречают детей с улыбкой и объятиями.

Когда я только пришла в адаптационные группы (6 лет назад, мы с воспитателями придумали еще один интересный прием.

Мы устраивали в адаптационных группах «Сюрпризные тематические дни».

Например, «День курочки и цыпляток».

Воспитатель встречала малышей в костюме курочки (можно взять только атрибуты, например, шапочку на голову, фартучек, накладные крылья, яркую длинную юбку, что есть в арсенале).

Всем родителям и малышам (даже плачущим) на входе в группу говорили, что сегодня все ребята превращаются в цыпляток и предлагали одеть шапочку цыпленка (если ребенок сильно плачет, то сначала успокаиваем, а потом продолжаем начатую тему).

Далее к ребяткам в гости приходил петушок (музыкальная игрушка, вместе с ребятками играли в подвижную игру «Курочки и цыплятки», смотрели мультик по тематике и даже однажды варили пшенную, цыплячью кашу (нужно сказать, эту кашку ели даже те, у кого был плохой аппетит).

Я уверенна, такие дни создают положительный настрой, сближают малыша с педагогом и со сверстниками, а частая смена видов деятельности не позволяет ребенку думать о грустном, на это просто нет времени.

Так, у нас появились «День веселых котят», «День разноцветных мышат», «День зайчихи и любителей морковки» и другие не менее интересные дни.

Мы с воспитателями так заинтересовались такими днями, что стали их проводить и позже, когда детки уже адаптировались. И это нам нравиться, ведь мы со своими малышами всегда на одной волне…

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Ребенок и природа» Ребенок и природа. Это все- эксперименты- Интересные моменты! Все, все, все хотим узнать! Нужно все зарисовать! Как наш опыт получился,.

Консультация для педагогов «Пескотерапия» Внедрение здоровье сберегающие технологии. Консультация для педагогов "Пескотерапия" В настоящее время значительно возрос интерес специалистов.

Консультация для педагогов Видео .

Консультация для педагогов по изотерапии КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр» Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр». Современный этап развития.

Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость педагогов» Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы,.

Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения»Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ». Свою работу опытный педагог всегда.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность — что это?» Разговор об использовании метода проектов в практике ДОУ мне хочется начать вот с таких слов: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне.

Консультация для педагогов «Пожарная безопасность» Cообщение на тему «Пожарная безопасность» Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается.

Консультация для педагогов о терроризме Экологическая катастрофа и терроризм в ДОУ. Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Растем и развиваемся вместе или на одной волне»
Опубликовано: 16 августа 2015 в 15:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Растем и развиваемся вместе или на одной волне»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Полковая (УИ 320069) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД