Наталья Полковая
Консультация для педагогов «Растем и развиваемся вместе или на одной волне»
▼ Скачать + Заказать документы
Растем и развиваемся вместе, или «на одной волне»…
Лето и начало осени – период, когда, традиционно, детские сады принимают новых ребят, малышей раннего и младшего дошкольного возраста во вновь открываемые группы.
О том, как облегчить течение адаптации написано и сказано уже много.
Я постараюсь остановиться на психологических моментах, «настройках», психологических упражнениях, играх, которые на практике проверены и очень помогают облегчить переживания малышей в этот непростой для них период.
Публикация «Консультация для педагогов „Растем и развиваемся вместе или на одной волне“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Итак, в первые дни прихода в детский сад малыш находится с мамой. Его многое интересует и в этот момент главное дать ему свободу в выборе поля деятельности. Для этого в группе должны быть разнообразные игрушки, в том числе, учитывающие и гендерную специфику. Да, да, уже сейчас мальчики предпочитают кораблики, машинки, трактора и самолеты, а девочки кукольную посуду, кукол, мягкие игрушки и пр. Пока малыш с мамой не надо сильно ему «надоедать», дайте ему время осмотреться.
Когда ребенок остается без мамы, сначала на 1 час, а позже – более длительное время, вот здесь нам воспитателям и психологам потребуется все профессиональное мастерство, такт и спокойствие.
Что очень важно дать понять малышу с первых минут?
Это, первое, что его здесь любят и понимают, что здесь нет опасности, и его желания и потребности будут исполняться.
И второе, что мама обязательно придет. И это время, без нее, мамы, может быть не только безопасным, но и очень интересным.
В первые минуты грусти (без мамы, мы передаем ребенку обязательно свое тепло, спокойствие, здесь хорошо помогают тактильные прикосновения, покачивания, обнимание малыша.
А далее на помощь приходят упражнения, направленные в зависимости от обстановки на:
- отвлекание;
- расслабление;
- повышение двигательной активности;
- создание эмоционально-положительного контакта с воспитателем.
1. Игры и упражнения на отвлекание – здесь мы используем различные световые, шумовые, звуковые игрушки, игрушки с двигающимися деталями, подходят и современные музыкальные игрушки (звучащие паровозики, колокольчики, магнитофоны, книжки с песенками и пр.)
Задача «включения» этих игрушек: отвлечь малыша от переживаний, переключить с эмоции грусти и страха на интерес и познание.
В раннем возрасте идет активное развитие восприятия и эта возрастная особенность учитывается при организации работы в адаптационный период.
2. Игры и упражнения на расслабление приходят на помощь, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, излишне напряжен или скован (сжимает кулачки, кусается, кричит, бросает игрушки и др.)
Мы в таких случаях всегда используем игры с водой. Предлагаю малышу успокоить ручки, помыть их, ополоснуть личико, «сделать красивыми носик и глазки», а дальше, предлагаю «помочь уточкам или лягушкам переплыть озеро» (тазик) или переправить кораблик, пароходик на другой берег.
Если мы с детьми находимся на улице, хорошо расслабляют игры с песком. Предлагаю малышам найти собачке закопанную игрушечную косточку или помочь отыскать зайке зарытую морковку. Для таких упражнений пригодятся различные мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов, совки, формочки для песка, разноцветные камешки (сокровища) и ваша фантазия.
Мы используем и другие упражнения на расслабление мышц (поглаживание малыша по спинке, ручкам, ножкам).
В нашем детском саду мы часто используем упражнения «Мы на пляже» (лежим на коврике (пляже, загораем, а солнышко согревает (педагог поглаживает) ножки и ручки) или упражнение «Ветерок» (когда ветерок дует и «трогает» ручки, ножки малыша (для этого упражнения подойдет обычный веер, в дальнейшем можно использовать перышки).
Вариаций таких упражнений может быть сколько угодно (есть у вас легкий шарфик – вот вам и дотронулась до ребенка пролетающая волшебная птичка, используете ватные шарики – прилетело к нам пушистое облачко и др.)
В отличие от упражнений, которые мы проводим с большими детьми, малышей не нужно заставлять закрывать глазки, они и так воспринимают эти предметы, как действительные. Это еще одна особенность восприятия.
Что же касается музыкального сопровождения, то на первых порах его тоже не используем, и начинаем включать запись музыки, только когда упражнение знакомо малышам.
3. Упражнения на повышение двигательной активности использовать можно и нужно. Дети очень любят движения, им просто это необходимо, так же, как дышать и питаться.
В адаптационный период мы применяем знакомые игры, но несколько их видоизменяем.
Например, советская игры «Мы веселые ребята». Идем взявшись за ручки. Я произношу «Мы веселые ребята, люби бегать и играть, ну попробуй нас поймать», подходим к любой игрушке (мягкая собачка, медведь, лев, слоник, а дальше бежим к воспитателю, которая раскрыв руки, объятия нас встречает и обнимает.
В чем секрет?
Первое – тактильный контакт с психологом (идем, взявшись за ручки, ощущение безопасности и поддержки) и второе – эмоциональная встреча с воспитателем, улыбки, и объятия, а следовательно: «положительные эмоции» + «тактильный контакт» = эмоционально-положительная связь с воспитателем.
Возьмем другую знакомую игру «Гуси, гуси» (ее особенно любят маленькие детки). Принцип тот-же, идем, взявшись за ручки, волк-игрушка или картинка, а бежим к воспитателю или помощнику воспитателя, которые встречают детей с улыбкой и объятиями.
Когда я только пришла в адаптационные группы (6 лет назад, мы с воспитателями придумали еще один интересный прием.
Мы устраивали в адаптационных группах «Сюрпризные тематические дни».
Например, «День курочки и цыпляток».
Воспитатель встречала малышей в костюме курочки (можно взять только атрибуты, например, шапочку на голову, фартучек, накладные крылья, яркую длинную юбку, что есть в арсенале).
Всем родителям и малышам (даже плачущим) на входе в группу говорили, что сегодня все ребята превращаются в цыпляток и предлагали одеть шапочку цыпленка (если ребенок сильно плачет, то сначала успокаиваем, а потом продолжаем начатую тему).
Далее к ребяткам в гости приходил петушок (музыкальная игрушка, вместе с ребятками играли в подвижную игру «Курочки и цыплятки», смотрели мультик по тематике и даже однажды варили пшенную, цыплячью кашу (нужно сказать, эту кашку ели даже те, у кого был плохой аппетит).
Я уверенна, такие дни создают положительный настрой, сближают малыша с педагогом и со сверстниками, а частая смена видов деятельности не позволяет ребенку думать о грустном, на это просто нет времени.
Так, у нас появились «День веселых котят», «День разноцветных мышат», «День зайчихи и любителей морковки» и другие не менее интересные дни.
Мы с воспитателями так заинтересовались такими днями, что стали их проводить и позже, когда детки уже адаптировались. И это нам нравиться, ведь мы со своими малышами всегда на одной волне…
Спасибо за внимание.