МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте посредством сказок» (2 фото)

Шарикова Людмила Васильевна
Консультация для педагогов «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте посредством сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки"

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Уже с самого раннего возраста дети, незаметно для себя и родителей, входят в мир математики. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми. Во многих сказках математическое начало видно на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко.

Основными целями развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста являются:

- развитие любознательности и положительной мотивации у детей;

- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количество, величина, форма).

Включение сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего возраста способствует тому, что ребенок из пассивного бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что в свою очередь помогает формировать у ребенка устойчивую положительную мотивацию к изучению математики. Обеспечить математическое развитие детей раннего возраста, отвечающее современным требованиям, возможно средствами сказки, ведь сказка совершенствует ум ребенка, помогает развить его речь, познать окружающий мир.

Пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в сказке «Репка». Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается по мере того, как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизинера и т. п. На материале этой сказки у детей формируются количественные представления: один, много, а также представления о величине (большой, маленький). В организованной образовательной деятельности можно использовать магнитный театр «Репка», который легко изготовить своими руками. Этот же театр можно использовать и в индивидуальной работе с детьми, а также предложить детям самостоятельно выстроить героев в ряд, обыграть сказку, вспомнить, в каком порядке появлялись сказочные герои, ответить на вопросы «Кто самый большой?», «Кто самый маленький?» и т. д.

Сказки «Теремок» и «Рукавичка» помогает запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке, как образуются последующие числа. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Помогут ребенку пересчитать персонажей сказок красочные иллюстрации. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. Мы предлагаем изготовить пальчиковый театр из фетра «Рукавичка», который можно использовать как и в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной и групповой работе.

Героев сказки «Колобок» можно «зашифровать» с помощью геометрических фигур, изготовив дидактическую игру. Данная игра подходит для индивидуальной и групповой работы. Так в игровой форме дети легко учатся различать предметы по форме и называть их.

Материал сказки «Три медведя» можно использовать для формирования у детей представлений о величине предметов (большой, маленький). Читая сказку “Три медведя”, можно и медведей посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками и кроватями. Для этого можно использовать настольные игры-лото, которые подходят для групповой и индивидуальной работы с детьми. Магнитный театр по сказке «Три медведя» легко изготовить своими руками, использовать его можно для фронтальной, групповой, индивидуальной и самостоятельной работы детей.

Перед проведением занятий обязательно проводится предварительная работа с детьми: чтение сказки, инсценировка сказки или части ее в каком-либо из видов театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, ее наполняют математическим содержанием. Игры и игровые упражнения должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному», необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Математические игры по сюжетам сказок могут быть использованы как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Опыт работы по включению сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего возраста позволяет сделать следующие выводы:

1. Занятия с использованием сказки, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.

2. Развивается эмоциональная отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.

3. У детей формируется устойчивая положительная мотивация к изучению математики

4. Формируются приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

5. Развивается самостоятельность познания.

6. Использование дидактических игр по сюжетам сказок способствует развитию мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку).

Сказка является эффективным средством формирования математических представлений у детей раннего возраста, так как дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте посредством сказок»
Фото «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте посредством сказок»
Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте посредством сказок»
Опубликовано: 28 ноября 2024 в 15:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте посредством сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Шарикова Людмила Васильевна (УИ 1726289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД