Шарикова Людмила Васильевна
Консультация для педагогов «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте посредством сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки"
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Уже с самого раннего возраста дети, незаметно для себя и родителей, входят в мир математики. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми. Во многих сказках математическое начало видно на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко.
Основными целями развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста являются:
- развитие любознательности и положительной мотивации у детей;
- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количество, величина, форма).
Включение сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего возраста способствует тому, что ребенок из пассивного бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что в свою очередь помогает формировать у ребенка устойчивую положительную мотивацию к изучению математики. Обеспечить математическое развитие детей раннего возраста, отвечающее современным требованиям, возможно средствами сказки, ведь сказка совершенствует ум ребенка, помогает развить его речь, познать окружающий мир.
Пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в сказке «Репка». Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается по мере того, как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизинера и т. п. На материале этой сказки у детей формируются количественные представления: один, много, а также представления о величине (большой, маленький). В организованной образовательной деятельности можно использовать магнитный театр «Репка», который легко изготовить своими руками. Этот же театр можно использовать и в индивидуальной работе с детьми, а также предложить детям самостоятельно выстроить героев в ряд, обыграть сказку, вспомнить, в каком порядке появлялись сказочные герои, ответить на вопросы «Кто самый большой?», «Кто самый маленький?» и т. д.
Сказки «Теремок» и «Рукавичка» помогает запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке, как образуются последующие числа. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Помогут ребенку пересчитать персонажей сказок красочные иллюстрации. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. Мы предлагаем изготовить пальчиковый театр из фетра «Рукавичка», который можно использовать как и в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной и групповой работе.
Героев сказки «Колобок» можно «зашифровать» с помощью геометрических фигур, изготовив дидактическую игру. Данная игра подходит для индивидуальной и групповой работы. Так в игровой форме дети легко учатся различать предметы по форме и называть их.
Материал сказки «Три медведя» можно использовать для формирования у детей представлений о величине предметов (большой, маленький). Читая сказку “Три медведя”, можно и медведей посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками и кроватями. Для этого можно использовать настольные игры-лото, которые подходят для групповой и индивидуальной работы с детьми. Магнитный театр по сказке «Три медведя» легко изготовить своими руками, использовать его можно для фронтальной, групповой, индивидуальной и самостоятельной работы детей.
Перед проведением занятий обязательно проводится предварительная работа с детьми: чтение сказки, инсценировка сказки или части ее в каком-либо из видов театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, ее наполняют математическим содержанием. Игры и игровые упражнения должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному», необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Математические игры по сюжетам сказок могут быть использованы как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Опыт работы по включению сюжетов сказок в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми раннего возраста позволяет сделать следующие выводы:
1. Занятия с использованием сказки, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.
2. Развивается эмоциональная отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
3. У детей формируется устойчивая положительная мотивация к изучению математики
4. Формируются приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
5. Развивается самостоятельность познания.
6. Использование дидактических игр по сюжетам сказок способствует развитию мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку).
Сказка является эффективным средством формирования математических представлений у детей раннего возраста, так как дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.