Юлия Гареева
Консультация для педагогов «Сенсорная предметноразвивающая среда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорная предметноразвивающая среда».
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф, Одоевский.
Размышляя над этими словами, можно сказать следующее:
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из
основных средств, формирующих личность ребенка, источником
получения знаний и социального опыта. Так как именно в
дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний
об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с
взрослыми и детьми.
Публикация «Консультация для педагогов „Сенсорная предметноразвивающая среда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ
является очень актуальным, так как важным критерием оценки
деятельности дошкольной
организации по ФГОС
является созданная предметнопространственная среда,
которая развивает, формирует
здоровую всестороннеразвитую личность.
ФГОС ДО устанавливает
требования к развивающей
предметно-пространственной
среде как одному из условий
реализации основной образовательной программы дошкольного
образования. Развивающая предметно-пространственная среда
должна позволять организовать как совместную деятельность
педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность,
направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при
поддержке взрослого. Инновационность подхода к организации
развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка
определяется актуальностью интеграции не только образовательных
областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации
центров активности на принципах развития и интеграции. Что же такое сенсорно-моторная среда?
Сенсорно-моторная среда – развивающее пространство, созданное
на основе полифункционального игрового, обучающего и
развивающего оборудования, являющегося необходимым для
развития сензитивных качеств личности ребенка определенного
возраста, его восприятия, памяти, внимания, мышления,
воображения и позволяющего детям получать навыки социального
общения и взаимодействия.
Среда сенсомоторного развития используется для развития
координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также
их коррекции, развития общей и мелкой моторики. Это среда, где
моторно-двигательное развитие идет на основе
полифункционального игрового, обучающего и развивающего
оборудования, позволяющего детям взаимодействовать с ними и
друг с другом, а не только выполнять различные действия, в том
числе физические тренировочные упражнения.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития
восприятия, на его основе развиваются память, внимание,
мышление. Мы воспринимаем окружающий мир и события,
происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Кроме того,
сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную
окраску, которую можно выразить парами слов: приятно -
неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного
сенсорного развития, является одной из основных сторон
дошкольного воспитания. Полноценное восприятие основа
успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это
фундамент общего умственного развития ребенка.
Сенсорное воспитание – это совершенствование у детей сенсорных
процессов.
Задачами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
являются:
развитие анализаторов, т. е. обучение действиям обследования
предметов (перцептивные действия); знакомство с цветом,
величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью,
звучанием предметного мира, с ориентированием в пространстве и
времени, развитие речевого и музыкального слуха;формирование сенсорных эталонов – обобщенных сенсорных
знаний, сенсорного опыта, накопленного человечеством за всю
историю своего развития.
Также такие сенсорные эталоны, как:
основные цвета, черный и белый цвет, оттенки;
пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник);
три величины (большой, средний, маленький).
Усвоение этих сенсорных эталонов происходит с помощью
практических действий с предметами. Что еще раз подчеркивает
необходимость создания предметно – развивающей среды.
Так какая же должна быть сенсомоторная развивающая среда?
Согласно ФГОС, предметно-пространственная среда должна быть :
• содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и
воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и
т. д.);
• трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной
ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
• полифункциональной (разнообразное использование различных
составляющих предметной среды, например детской мебели, матов
и т. д);
• вариативной (наличие в группе различных пространств, а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей);
• доступной;
• безопасной.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию
вместе с детьми. Мой опыт по созданию сенсорно – моторной развивающей
среды :
Все пространство было поделено на основные центры и зоны:
сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности;
речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного
развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности.
Организация и расположение центров и зон рационально, логично и
удобно для детей. Все центры наполнены развивающим
содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами
воспитания и обучения, возрастными возможностями детей.
Большое внимание я уделила центрам сенсомоторного развития.
Центр здоровья и зоны двигательной активности содержит:
инвентарь и оборудование для физической активности детей;
нестандартное физкультурное оборудование;
пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой
и проведения закаливающих мероприятий;
картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой
гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней
гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты;
маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые
организуются как в группах, так и на улице.
Все это укрепляет физическое здоровье детей. Центр Сенсорного развития :
Для развития зрительного анализатора: иллюстрации,
трафареты, лекала, ножницы, бумага для рисования, пазлы,
картинки – штриховки.
Для развития слухового анализатора: магнитофон, диски со
звуками, шумящие предметы (дудки, шуршалочки и т. д.).
Для развития осязания: кусочки различных материалов, выпуклые
буквы, цифры, картинки, разные по форме и размеру предметы.
Для развития обоняния: различные аромомасла, разные баночки с
запахом, естественные природные предметы с запахом (кофе,
чеснок, чай и т. д., предметы разного вкуса (сахар, соль, лимон).
Для развития мелкой моторики: дидактические игры и
материалы (шнуровки, пазлы, липучки и т. д., природный материал,
бытовые предметы, массажеры, тренажеры и эспандеры.
Все это способствует сенсорному развитию
дошкольников. А полноценное сенсорное развитие -
основа успешного обучения ребенка в детском саду
и школе. Это фундамент общего умственного
развития ребенка