Елена Бессарабова
Консультация для педагогов «Ступеньки музыкального развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ступеньки музыкального развития детей раннего возраста.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни каждого ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т. к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальные занятия у детей раннего возраста проходят всегда в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание, музыкально -ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Чем меньше ребенок, тем больше он восприимчив к звучащему миру. Музыкальный руководитель детского сада помогает детям открыть мир звуков и музыки. На музыкальных занятиях, развлечениях, досугах, праздниках – музыка становится содержанием и средством общения ребенка и музыкального руководителя.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях.
Это могут быть:
• иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;
• раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);
• игровые атрибуты (маски, шапочки);
• музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);
• аудио и видеоматериалы;
• «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность. Под марш кукла марширует, под вальс выполняет танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поёт, а по окончании музыки—улетает.
Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Ребёнок, слушая классическую музыку, выделяет любимую. И при этом никто его не считает вундеркиндом, поскольку известно немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.
Требования к звучащей музыке должны быть обязательно, а именно:
--Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.
--Музыка не должна звучать слишком громко.
--Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам
он к этому не расположен.
В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребёнка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.
Детские музыкальные инструменты стоит осваивать поочерёдно. Пока ребёнок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий.
Попробуйте вместе с ребёнком подбирать мелодии на слух. Это не только развивает его музыкальные способности, не только доставляет ребёнку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня—это не только музыка, но и стихи. Кроме того, раннее пение—это путь к развитию музыкальности. Здесь тоже свои правила:
Петь громко—не значит петь хорошо
Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребёнка. Дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Бывает так, что «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.
При совместном пении не заглушайте голос ребёнка
В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушить голос малыша. Напротив, пусть в этих песенках малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво.
Это очень важно, поскольку недовольство взрослых может надолго лишить его желания петь.
Задачи музыкального воспитания и развития детей 2-3 лет
- Развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребность в восприятии музыки.
- Активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной
- Продолжать обогащать слуховой опыт, музыкально-сенсорные эталоны.
- Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности : слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку. речевой, двигательной, игровой, изобразительной.
- Активизировать музыкальную память и музыкальное мышление.
- Развивать элементарное детское творчество, способность к музыкальной импровизации.
Достижения ребенка (успехи)
- Может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, радостно отзывается на знакомую мелодию.
- Может различать музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания.
- С удовольствием танцует, играет под музыку; выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст.
- Ребенок отличается эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движение по показу взрослого.
- Дети активно подпевают взрослому.
Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки. Эмоциональные переживания, зарождающиеся в раннем возрасте, являются наиболее ценными для последующего развития у ребенка музыкального восприятия.
Музыка является самым сложным из искусств и малыша надо постепенно вводить в музыкальный мир, помогать ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объединении усилий музыкального руководителя, воспитателей, семьи.