Русакова Ирина
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего :
-Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;
-Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Целью нашей работы является создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.
Задачи:
1. Создать предметно-пространственную среду, с учетом психологических основ конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Продумать дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, учитывая психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
2. Обеспечить:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
Для решения поставленных задач РАЗРАБОТАН:
"Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ"
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, ДОУ в целом, определив дефицитарные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Определить пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование, наполнить игровыми материалами.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть:
-содержательно-насыщенной,
-трансформируемой,
- полифункциональной,
-вариативной,
-доступной,
- безопасной.
При построении предметно – пространственной среды также учитываются следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
ППР среда в младшем дошкольном возрасте:
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
ППР среда в среднем дошкольном возрасте :
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
ППР среда в старшем дошкольном возрасте:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
При проектировании предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ мы учитывали :
Пространство
Время
Предметное окружение
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Мы выделяем следующие центры для разного вида активности:
- рабочая
- активная
- спокойная.
ППР среда в нашем ДОУ отражает пять образовательных направлений:
1. социально – коммуникативное;
2. познавательное;
3. речевое;
4. художественно – эстетическое;
5. физическое.
Центры развивающей активности детей
Обстановку в группах создать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Для социально – коммуникативного направления создаются центры:
- центр активности (сюжетно – ролевые игры);
-центр ПДД;
-центр пожарной безопасности;
-центр трудовой деятельности.
Познавательного направления:
-центр «Мы познаём мир»;
-центр «Я знаю свои права»;
-центр «Экспериментирования»;
-центр «Моя Россия»;
-центр краеведения;
-центр «Знаменитые люди Вольска»;
-центр конструктивной деятельности.
Речевого направления:
-центр «Грамотейка»;
-центр театрализации;
-центр «Будем говорить правильно»;
-центр «Здравствуй книжка».
Художественно – эстетического направления:
-центр «Маленький художник»;
-центр «Умелые руки»;
-центр «Весёлые нотки».
Физическое направление:
-центр «Здоровейка»;
-центр спорта «Будь здоров».
Вывод: Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Изменения в предметно-пространственной среде группы и ДОУ вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения, и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.
Результаты диагностики подтверждают, что благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Используемая литература:
1."ФГОС ДО"от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);
2. СаНПиН 2.4.1.3049-13;
3. Письмо МО РФ от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
4. Нищева Н. В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н. В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил. ;
5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с. ;
6. Жукова О. Г. Предметная среда. М. :Аркти,2007. ;
7. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М. : Новая школа, 1993.;
8. Павлова Л. Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. ; Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М. : Центр «Школьная книга», 2004