Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Формы и методы социально-педагогического сопровождения»

Ольга Бахвалова
Консультация для педагогов «Формы и методы социально-педагогического сопровождения»
▼ Скачать + Заказать документы

Формы и методы социально- педагогического сопровождения

Социально – педагогическое сопровождение, представляет собой вид социального патронажа, и является комплексной целостной системой социальный поддержки и психолог – педагогической помощи, которая проводится при помощи поддержки педагогических и социально – педагогических служб. Так же данный вид сопровождения может быть рассмотрен и как процесс взаимодействия между сопровождением и нуждающимися в помощи, и как технология с помощью, которой возможно создание условия для развития личности в семье.

Публикация «Консультация для педагогов „Формы и методы социально-педагогического сопровождения“» размещена в разделах

Исследования в области поддержки и помощи семьи, считают, что такая форма общения с семьей выступает в качестве сопровождения. Понятие сопровождения этимологически близки к понятиям передвижения, помощи человеку в преодолении затруднений.

Как правило, под сопровождением, рассматривается метод, который создает оптимальные условия для наилучшего выбора и оптимального решения жизненной ситуации для каждого конкретного субъекта и объединение усилий специалистов, которые ведут процесс сопровождения. В этой ситуации субъект рассматривается и как человек, так и как система.

Обухова Н. Г., считает, что сопровождение — это помощь, осуществляемая в области социальной и психологической поддержки.

А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская, выделяют педагогическое сопровождение. Отличие этого вида сопровождения, заключается в адресной поддержке личности с помощью педагогических систем и совокупности условия [21].

На данный момент психолого – педагогическое сопровождение рассматривается как совокупность технологий направленных на помощь семье в виде особой культуры, с помощью которой возможна поддержка ребенка, его социализация и воспитание и обучение.

Специально организованная деятельность, направленная на развитие и становление личности, а также создание благоприятных условий – понимается как социально – педагогические условия. В рамках нашего исследования социально -педагогическое сопровождение рассматривается как формирование воспитательного потенциала у семьи и активизация родительской активности путем самообразования.

Признаки социально – педагогической активности :

- непрерывная направленность на конкретную семью в течении длительного временного отрезка;

- гуманистическая направленность;

- целостный характер процесса;

Л. М. Шипицына выделяла несколько основных этапов, на основе которых выстраивается необходимое сопровождение :

- диагностический (выявление проблемы);

- поисковый (поиск путей решения проблемы, информирование, создание условий для сопровождаемого)

- консультативно-проективный (выявление различных вариантов решения проблемы);

деятельностной (результативность);

- рефлексия.

Дошкольная организация является первым институтом, который способен и должен оказывать влияние и осуществлять поддержку семьи. В последние годы наметилась положительная тенденция в отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное сообщество прикладывает все усилия для создания единого воспитательно - образовательного пространства которое способно формировать здорового, социально – адаптированного, развитого ребенка. К сожалению, по данным статистики, в последнее десятилетие отношение семьи к детскому саду стало носить формальный характер. Семья все больше отстраняется от системы социальных связей с различными социальными институтами, не являются исключением и дошкольные образовательные организации. Как считает Виноградова Н. Ф., дошкольное образовательное учреждение — это то место, которое может стать опорой семье, и оказать семье как институту общества колоссальную поддержку в виде педагогической и психологической помощи. Дошкольное образовательное учреждение выполняет значительно более весомые функции, чем просто место, где учат и развивают детей. Современная дошкольная организация способна поддерживать и сопровождать семью, проводить консультирование родителей, передавать социально – культурные традиции, воспитывать человека будущего. В социализации дошкольников семья и дошкольная образовательная организация являются первейшими и важными институтами. Характер их воспитательных функций различен, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Для успешной реализации задач развития и воспитания ребенка детский сад должен всячески поддерживать связь с семьей и налаживать отношения, вовлекая в свою работу и непосредственно в воспитательно – образовательный процесс. Родителю необходимо знать, что его участие в педагогическом процессе, важны и необходимы для развития собственного ребенка. Эту основную мысль необходимо формировать в сознании современной семьи для осуществления успешной и плодотворной поддержки. Поддержка семьи не должна восприниматься как обучение родителей педагогическим знаниям, а только с точки зрения помощи в воспитании ребенка. Такой подход обеспечивает качественную и эффективную работу с детьми, позволяет обеспечивать индивидуальный подход в воспитании, формировать познавательный интерес в той деятельности, которая им доступна и интересна.

Социально – педагогическая поддержка помогает семье:

- воспринимать ребёнка как равного;

- знать и учитывать его слабые и сильные стороны;

- установить доверительные отношения внутри семьи;

- ценить личные достижения ребенка.

Профессор Горин Л. В. считает, что социально – педагогическая поддержка, позволяет сформировать как внутри семьи, так и в рамках дошкольного образовательного учреждения единое психологическое пространство, которое позволит обеспечить рост и развитие детей. Для реализации данной задачи необходима совместная целенаправленная работа всех заинтересованных участников образовательного процесса. Такая деятельность, в которой задействованы сразу несколько сторон, является одним из сложнейших видов педагогической детальности и имеет свои особенности. Во-первых, взаимодействие педагогов и родителей в этом направлении представляют достаточно сложную деятельность, необходимость устанавливать отношения и сотрудничество между педагогами и родителями, влияет на степень доверительности отношений, в ходе которой корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов.

Второе, процесс образования – это совокупность разных видов деятельности между детьми и педагогами.

В – третьих, процесс образования строится так, чтобы была возможность выстраивать план развития ребенка, поэтому совместная деятельность всех участков образовательного процесса позволят обеспечить целостность педагогического процесса во время нахождения ребенка в стенах образовательного учреждения путем постепенного выстраивания наполненности программы и в детском саду, и в условиях семьи.

Нахождение ребенка в детском саду имеет свою специфику, в процессе нахождения ребёнка создается непрерывный процесс развивающего и личностно-ориентированного сотрудничества всех субъектов образования. Используя такую форму сотрудничества, необходимо представить родителям право выбора форм сотрудничества и право на участие в планировании содержания родителей.

Для создания условий партнерских отношений между родителями и педагогами, которые предполагают внедрение в педагогическую систему нового субъекта, наделенного определенными правами и обязанностями, предполагает в работе с родителями формы и методы, которые повышают инициативность семьи как полноправных участников образовательно – воспитательного процесса. Таким образом использование социально – педагогической поддержки является весьма актуальной, так как позволяет осуществлять совместную деятельность и выстраивать последовательность процедур и операций, направленных на достижение поставленных результатов.

Таким образом, привлечение семьи в образовательное пространство позволяет повысить родительскую компетентность, широко используя различные способы социально – педагогической поддержки.

Социально – педагогическое сопровождение направлено на повышение родительской активности и особое значение в этой деятельности приобретают сотрудничество семьи и ДОУ. Изучение взаимодействия родителей и воспитателей дошкольного учреждения показывают, что для системного сотрудничества, необходимо учитывать факторы, которые могут негативно влиять на процесс социально – педагогического сопровождения. Самыми распространенными факторами являются:

- неумение педагогов определять задачи и подбирать методы и содержание работы;

- недостаточное изучение условий жизни конкретных семей;

- неправильный подбор форм работы с семьей (только коллективные)

Как правило, такая ситуация возникает в следствие низкого уровня знания специфики семейного воспитания, неумение проектировать педагогическую деятельность в рамках отношений с семьей и детьми, отсутствие у педагогов необходимых коммуникативных навыков. В этой ситуации в дошкольном образовательном учреждении должна вестись целенаправленная работа по повышению компетентности педагога, и эту работу должны проводить все службы ДОУ.

Воспитательно – образовательная работа в дошкольном учреждении строится на взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Для этого педагоги должны использовать различные формы работы с семьей и конкретно с каждым родителем, уделяя особое внимание практической части навыка родительского воспитания. Это может быть беседы, совместная деятельность, собрания, выставки, совместные походы.

Анализируя планирование работы с родителями, важно отслеживать степень заинтересованности семьи в развитии и росте своего ребенка. А также контролировать усвоение родителями умений и навыков в вопросе воспитания детей и их социализации. Особая работа проводится по созданию условий воспитания детей в семье. Для изучения семьи существует большое количество методов как групповых, так и индивидуальных. Самым распространённым методом изучения по-прежнему остается посещение педагогом семьи. Отслеживая жизнь ребенка в семье, у педагога появляется возможность в привычной для ребенка среде ближе с ним познакомится, узнать его потребности, сблизится с ним. На основе такого неформального и близкого общения, педагог может составить правильные подходы к воспитанию детей в детском саду. Посещение семьи рекомендуется проводить не реже одного раза в год, это позволит своевременно выявить проблемы в семье и оказать качественную помощь, особенно неблагополучным семьям.

Для своевременного выявления проблем, рекомендуется проводит различные опросы и анкетирования. Анализ опросников помогает составить мнение о понимании родителями воспитательных задач, помочь проанализировать происходящее в семье, вывить отклонения и принять своевременные коррекционные меры. Небольшие по формату опросники, позволяют составить педагогу мнение о пожеланиях семей и родителей, тем самым направляя работу педагога.

Не всегда удается активизировать родительскую деятельность должным образом, как правило проблемы кроются в неумении педагога использовать положительный опыт семейного воспитания и недостаточной компетентности педагога, а именно несвоевременная подготовка к различным формам взаимодействия. Своевременная заинтересованность педагога семейной жизнью ребенка, способна повысить родительскую активность. Немаловажную роль в общении с родителями играет и психологический настрой педагога в ежедневном взаимодействии с семьей. Настрой педагога носит как правило индивидуальный характер и определяется трудностями семейного воспитания.

Качество работы воспитателя зависит от степени подготовки к мероприятиям по социально – педагогической поддержки, поэтому, для педагога необходима подготовка заблаговременно. Особое внимание уделяется разработке и подготовке различных рекомендаций. Рекомендации можно разделить на четыре части:

1. Вопросы семейного воспитания, повышение родительской активности, путём формирования педагогической культуры семьи.

2. Разработка практических рекомендация для воспитателей: формы и методы работы, изучение передового опыта взаимодействия с семьей.

3. Формирование педагогической компетенции : самообразование, педагогический опыт, консультации, семинары.

Таким образом, формирование родительской культуры воспитания ребенка, напрямую зависит от компетентности педагога. Качество контактов педагога с детьми и родителями определяется уровнем его мастерства и воспитанностью ребенка, и отношением семьи к требованиям дошкольного образовательного учреждения. Для плодотворного взаимодействия с семьей необходимо постоянно расширять границы взаимодействия с семьей и искать новые современные формы сотрудничества и поддержки в вопросах педагогического просвещения и поддержки семьи.

Т. В. Лодкина, считает, что при социально – педагогическом сопровождении семьи с целью повышения родительской педагогической компетентности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого объекта воспитания:

1. Семья является продуктом, сформировавшимся в результате исторического развития за длительный период времени и подчиняется социальным нормам. Из этого формируется основное направление работы с семьей – ее укрепление и приобщение к социокультурным нормам, усвоение этих норм;

2. Воспитание и развитие внутрисемейных отношений являются путем к формированию крепкой основы семьи, развитие ответственности, осознание ценности семейной жизни, развитие социально – педагогической культуры семейных отношений;

3. Косвенное сопровождение семьи способствует положительному влиянию на развитие и формирование внутрисемейных отношений;

4. Семья представляет собой сложную многоуровневую структуру с развитыми социальными и другими различными связями, поэтому в работе с семьей необходима комплексная многоплановая система работы;

5. Характер взаимодействия и помощи семье носит дифференцированный поход с учетом специфики каждой индивидуальной единицы поддержки.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формы и методы социально-педагогического сопровождения»
Опубликовано: 9 марта 2020 в 16:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формы и методы социально-педагогического сопровождения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бахвалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД