Ольга Бахвалова
Консультация для педагогов «Формы и методы социально-педагогического сопровождения»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы социально- педагогического сопровождения
Социально – педагогическое сопровождение, представляет собой вид социального патронажа, и является комплексной целостной системой социальный поддержки и психолог – педагогической помощи, которая проводится при помощи поддержки педагогических и социально – педагогических служб. Так же данный вид сопровождения может быть рассмотрен и как процесс взаимодействия между сопровождением и нуждающимися в помощи, и как технология с помощью, которой возможно создание условия для развития личности в семье.
Публикация «Консультация для педагогов „Формы и методы социально-педагогического сопровождения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Исследования в области поддержки и помощи семьи, считают, что такая форма общения с семьей выступает в качестве сопровождения. Понятие сопровождения этимологически близки к понятиям передвижения, помощи человеку в преодолении затруднений.
Как правило, под сопровождением, рассматривается метод, который создает оптимальные условия для наилучшего выбора и оптимального решения жизненной ситуации для каждого конкретного субъекта и объединение усилий специалистов, которые ведут процесс сопровождения. В этой ситуации субъект рассматривается и как человек, так и как система.
Обухова Н. Г., считает, что сопровождение — это помощь, осуществляемая в области социальной и психологической поддержки.
А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская, выделяют педагогическое сопровождение. Отличие этого вида сопровождения, заключается в адресной поддержке личности с помощью педагогических систем и совокупности условия [21].
На данный момент психолого – педагогическое сопровождение рассматривается как совокупность технологий направленных на помощь семье в виде особой культуры, с помощью которой возможна поддержка ребенка, его социализация и воспитание и обучение.
Специально организованная деятельность, направленная на развитие и становление личности, а также создание благоприятных условий – понимается как социально – педагогические условия. В рамках нашего исследования социально -педагогическое сопровождение рассматривается как формирование воспитательного потенциала у семьи и активизация родительской активности путем самообразования.
Признаки социально – педагогической активности :
- непрерывная направленность на конкретную семью в течении длительного временного отрезка;
- гуманистическая направленность;
- целостный характер процесса;
Л. М. Шипицына выделяла несколько основных этапов, на основе которых выстраивается необходимое сопровождение :
- диагностический (выявление проблемы);
- поисковый (поиск путей решения проблемы, информирование, создание условий для сопровождаемого)
- консультативно-проективный (выявление различных вариантов решения проблемы);
деятельностной (результативность);
- рефлексия.
Дошкольная организация является первым институтом, который способен и должен оказывать влияние и осуществлять поддержку семьи. В последние годы наметилась положительная тенденция в отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное сообщество прикладывает все усилия для создания единого воспитательно - образовательного пространства которое способно формировать здорового, социально – адаптированного, развитого ребенка. К сожалению, по данным статистики, в последнее десятилетие отношение семьи к детскому саду стало носить формальный характер. Семья все больше отстраняется от системы социальных связей с различными социальными институтами, не являются исключением и дошкольные образовательные организации. Как считает Виноградова Н. Ф., дошкольное образовательное учреждение — это то место, которое может стать опорой семье, и оказать семье как институту общества колоссальную поддержку в виде педагогической и психологической помощи. Дошкольное образовательное учреждение выполняет значительно более весомые функции, чем просто место, где учат и развивают детей. Современная дошкольная организация способна поддерживать и сопровождать семью, проводить консультирование родителей, передавать социально – культурные традиции, воспитывать человека будущего. В социализации дошкольников семья и дошкольная образовательная организация являются первейшими и важными институтами. Характер их воспитательных функций различен, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Для успешной реализации задач развития и воспитания ребенка детский сад должен всячески поддерживать связь с семьей и налаживать отношения, вовлекая в свою работу и непосредственно в воспитательно – образовательный процесс. Родителю необходимо знать, что его участие в педагогическом процессе, важны и необходимы для развития собственного ребенка. Эту основную мысль необходимо формировать в сознании современной семьи для осуществления успешной и плодотворной поддержки. Поддержка семьи не должна восприниматься как обучение родителей педагогическим знаниям, а только с точки зрения помощи в воспитании ребенка. Такой подход обеспечивает качественную и эффективную работу с детьми, позволяет обеспечивать индивидуальный подход в воспитании, формировать познавательный интерес в той деятельности, которая им доступна и интересна.
Социально – педагогическая поддержка помогает семье:
- воспринимать ребёнка как равного;
- знать и учитывать его слабые и сильные стороны;
- установить доверительные отношения внутри семьи;
- ценить личные достижения ребенка.
Профессор Горин Л. В. считает, что социально – педагогическая поддержка, позволяет сформировать как внутри семьи, так и в рамках дошкольного образовательного учреждения единое психологическое пространство, которое позволит обеспечить рост и развитие детей. Для реализации данной задачи необходима совместная целенаправленная работа всех заинтересованных участников образовательного процесса. Такая деятельность, в которой задействованы сразу несколько сторон, является одним из сложнейших видов педагогической детальности и имеет свои особенности. Во-первых, взаимодействие педагогов и родителей в этом направлении представляют достаточно сложную деятельность, необходимость устанавливать отношения и сотрудничество между педагогами и родителями, влияет на степень доверительности отношений, в ходе которой корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов.
Второе, процесс образования – это совокупность разных видов деятельности между детьми и педагогами.
В – третьих, процесс образования строится так, чтобы была возможность выстраивать план развития ребенка, поэтому совместная деятельность всех участков образовательного процесса позволят обеспечить целостность педагогического процесса во время нахождения ребенка в стенах образовательного учреждения путем постепенного выстраивания наполненности программы и в детском саду, и в условиях семьи.
Нахождение ребенка в детском саду имеет свою специфику, в процессе нахождения ребёнка создается непрерывный процесс развивающего и личностно-ориентированного сотрудничества всех субъектов образования. Используя такую форму сотрудничества, необходимо представить родителям право выбора форм сотрудничества и право на участие в планировании содержания родителей.
Для создания условий партнерских отношений между родителями и педагогами, которые предполагают внедрение в педагогическую систему нового субъекта, наделенного определенными правами и обязанностями, предполагает в работе с родителями формы и методы, которые повышают инициативность семьи как полноправных участников образовательно – воспитательного процесса. Таким образом использование социально – педагогической поддержки является весьма актуальной, так как позволяет осуществлять совместную деятельность и выстраивать последовательность процедур и операций, направленных на достижение поставленных результатов.
Таким образом, привлечение семьи в образовательное пространство позволяет повысить родительскую компетентность, широко используя различные способы социально – педагогической поддержки.
Социально – педагогическое сопровождение направлено на повышение родительской активности и особое значение в этой деятельности приобретают сотрудничество семьи и ДОУ. Изучение взаимодействия родителей и воспитателей дошкольного учреждения показывают, что для системного сотрудничества, необходимо учитывать факторы, которые могут негативно влиять на процесс социально – педагогического сопровождения. Самыми распространенными факторами являются:
- неумение педагогов определять задачи и подбирать методы и содержание работы;
- недостаточное изучение условий жизни конкретных семей;
- неправильный подбор форм работы с семьей (только коллективные)
Как правило, такая ситуация возникает в следствие низкого уровня знания специфики семейного воспитания, неумение проектировать педагогическую деятельность в рамках отношений с семьей и детьми, отсутствие у педагогов необходимых коммуникативных навыков. В этой ситуации в дошкольном образовательном учреждении должна вестись целенаправленная работа по повышению компетентности педагога, и эту работу должны проводить все службы ДОУ.
Воспитательно – образовательная работа в дошкольном учреждении строится на взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Для этого педагоги должны использовать различные формы работы с семьей и конкретно с каждым родителем, уделяя особое внимание практической части навыка родительского воспитания. Это может быть беседы, совместная деятельность, собрания, выставки, совместные походы.
Анализируя планирование работы с родителями, важно отслеживать степень заинтересованности семьи в развитии и росте своего ребенка. А также контролировать усвоение родителями умений и навыков в вопросе воспитания детей и их социализации. Особая работа проводится по созданию условий воспитания детей в семье. Для изучения семьи существует большое количество методов как групповых, так и индивидуальных. Самым распространённым методом изучения по-прежнему остается посещение педагогом семьи. Отслеживая жизнь ребенка в семье, у педагога появляется возможность в привычной для ребенка среде ближе с ним познакомится, узнать его потребности, сблизится с ним. На основе такого неформального и близкого общения, педагог может составить правильные подходы к воспитанию детей в детском саду. Посещение семьи рекомендуется проводить не реже одного раза в год, это позволит своевременно выявить проблемы в семье и оказать качественную помощь, особенно неблагополучным семьям.
Для своевременного выявления проблем, рекомендуется проводит различные опросы и анкетирования. Анализ опросников помогает составить мнение о понимании родителями воспитательных задач, помочь проанализировать происходящее в семье, вывить отклонения и принять своевременные коррекционные меры. Небольшие по формату опросники, позволяют составить педагогу мнение о пожеланиях семей и родителей, тем самым направляя работу педагога.
Не всегда удается активизировать родительскую деятельность должным образом, как правило проблемы кроются в неумении педагога использовать положительный опыт семейного воспитания и недостаточной компетентности педагога, а именно несвоевременная подготовка к различным формам взаимодействия. Своевременная заинтересованность педагога семейной жизнью ребенка, способна повысить родительскую активность. Немаловажную роль в общении с родителями играет и психологический настрой педагога в ежедневном взаимодействии с семьей. Настрой педагога носит как правило индивидуальный характер и определяется трудностями семейного воспитания.
Качество работы воспитателя зависит от степени подготовки к мероприятиям по социально – педагогической поддержки, поэтому, для педагога необходима подготовка заблаговременно. Особое внимание уделяется разработке и подготовке различных рекомендаций. Рекомендации можно разделить на четыре части:
1. Вопросы семейного воспитания, повышение родительской активности, путём формирования педагогической культуры семьи.
2. Разработка практических рекомендация для воспитателей: формы и методы работы, изучение передового опыта взаимодействия с семьей.
3. Формирование педагогической компетенции : самообразование, педагогический опыт, консультации, семинары.
Таким образом, формирование родительской культуры воспитания ребенка, напрямую зависит от компетентности педагога. Качество контактов педагога с детьми и родителями определяется уровнем его мастерства и воспитанностью ребенка, и отношением семьи к требованиям дошкольного образовательного учреждения. Для плодотворного взаимодействия с семьей необходимо постоянно расширять границы взаимодействия с семьей и искать новые современные формы сотрудничества и поддержки в вопросах педагогического просвещения и поддержки семьи.
Т. В. Лодкина, считает, что при социально – педагогическом сопровождении семьи с целью повышения родительской педагогической компетентности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого объекта воспитания:
1. Семья является продуктом, сформировавшимся в результате исторического развития за длительный период времени и подчиняется социальным нормам. Из этого формируется основное направление работы с семьей – ее укрепление и приобщение к социокультурным нормам, усвоение этих норм;
2. Воспитание и развитие внутрисемейных отношений являются путем к формированию крепкой основы семьи, развитие ответственности, осознание ценности семейной жизни, развитие социально – педагогической культуры семейных отношений;
3. Косвенное сопровождение семьи способствует положительному влиянию на развитие и формирование внутрисемейных отношений;
4. Семья представляет собой сложную многоуровневую структуру с развитыми социальными и другими различными связями, поэтому в работе с семьей необходима комплексная многоплановая система работы;
5. Характер взаимодействия и помощи семье носит дифференцированный поход с учетом специфики каждой индивидуальной единицы поддержки.