Ирина Гранцова
Консультация для начинающих воспитателей «Речь и речевое развитие детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемым ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми и сверстниками, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Перед нами стоит задача по формированию словаря ребенка, звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи и связной речи. Мы должны создавать развивающую среду. Работа по развитию речи проходит не только на занятиях, но и в повседневном общении, во всех режимных моментах.
Публикация «Консультация для начинающих воспитателей „Речь и речевое развитие детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, можно дать детям музыкальные инструменты – дудочку и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Такие игры, как «Угадай, что звучит», «Скажи кто как кричит», можно проводить используя игрушки. В ходе этих игры можно задавать прямые вопросы: «Как квакает лягушка?», так и обратные: «Кто кричит ку-ка-ре-ку?». Таким образом закрепляется произношение твердых и мягких звуков. Формирование звуковой стороны речи осуществляется при помощи специального речевого материала (слова, фразы, потешки, песенки с определенной группой звуков, направленных на выработку умения правильно произносить данный звук).
В игре «Чей голос?» дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия и звуки издаваемые взрослым животным и детенышем.
Очень важно научить детей использовать интонацию целого предложения, вопроса, ответа. Например детям поется русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Воспитатель сначала поет всю песенку, а затем начинает диалог, ребенок отвечает на вопросы фразами песенки.
В словарной работе главное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и накопленного опыта из жизни ребенка, активное применение различных частей речи.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечать на вопросы: «Что это? Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, людей. От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) необходимо переходить к перечислению свойств и внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению с другими предметами (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке?», «Какое яблоко, и какой апельсин?», «Чем они отличаются и чем похожи?»). При названии действий предмета или объекта, или действия с этим предметом, дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводятся игры с картинками «Что сначала, что потом?». (На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой развешивает его. Ребенок не только называет действия, но и может рассказать о том, как девочка играет с куклой.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: эта кукла большая, а та маленькая; одно дерево высокое, а другое низкое.
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка – это одежда; кукла, мяч – это игрушки).
Дети учатся понимать сематические отношения слов разных частей речи в единое тематическое пространство: птица – летит, рыба – плывет и т. д.
В этом возрасте большое место надо уделять работе над развитием понимания и использованием в речи грамматических средств, а также поиску ребенком правильной формы слов. Обучение проводится в играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинные уши).
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Примеры некоторых дидактических игр.
«Угадай игрушку»
Цель: формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает 3-4 игрушки, а ребенок называет их. Далее взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки, ребенок отгадывает о какой игрушке идет речь.
«Скажи какой?»
Цель: учить выделять и называть признаки предметов.
Взрослый достает из коробки предметы, называя их, а ребенок называет признаки.
«Назови одним словом».
Цель: закрепить представление детей об обобщающих словах.
Взрослый задает вопросы: «На чем спит кукла? В чем хранит вещи? На чем они сидят? И т. д. Взрослый подводит детей к обобщающему понятию.
На занятиях по перекапыванию литературных произведений, рассказыванию об игрушке и по картине, где в комплексе решаются все речевые задачи, основной является задача обучения рассказыванию, хотя параллельно выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.
Дети подводятся к предсказыванию литературных произведений, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с воспитателем (взрослый называет одно слово, фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.
Сначала воспитатель рассказывает знакомую сказку с использованием кукольного театра. Взрослый начинает : «Жили-были…», а дети заканчиваю фразу: «Дед и бабка». Здесь возможны как индивидуальные, так и коллективные ответы.
При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.
С первых занятий надо учить детей выходить на содержание картины. Вопросы помогают представить, как (дети договорились играть, кто принес кубики, кто предложил построить дом, для кого они будут строить).
Итак, в младшей группе надо чаще использовать не образец рассказа взрослого, а совместное рассказывание, когда ребенок дает свой вариант окончания предложения.
При рассматривании игрушки надо научить детей правильно отвечать на вопрос «Кто это? (котенок, затем ставятся вопросы: какой он, что умеет делать, как он зовет свою маму, как можно назвать его ласково?». Затем воспитатель предлагает рассказать про котенка. Он говорит ребенку: «Давай с тобой вместе расскажем про котенка. Я начну, а ты будешь дальше рассказывать». Смысл данного упражнения в том, что мы задаем ребенку связь, и он начинает почти самостоятельно выстраивать короткое связное высказывание.
Очень важно учитывать разный речевой уровень детей, пришедших в детский сад из семьи, поэтому значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения, как на занятиях, так и вне занятий.
Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Эта работа проводится в обстановке естественного общения. В индивидуальном общении легче производить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимой игрушке, о членах семьи).
Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы, и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка.
Очень важно воспитателю также следить и за своей речью, как на занятиях, так и в общении с детьми вне занятий. Речь воспитателя должна быть негромкой, четкой, внятной, интонационной, не засоренной словами паразитами (вот, ну и т. п.). Воспитатель должен тщательно готовиться к занятиям, играм, которые планирует провести с детьми. Необходимо четко знать, что говорить детям, уметь правильно задавать вопросы.