Светлана Угрюмова
«Развитие диалогического общения детей младшего возраста». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Высокий уровень речевого общения является основным условием успешности и адаптации человека в любой среде. Развитие коммуникативных умений, овладение родным языком и освоение выразительных средств общения наиболее интенсивно протекает в дошкольном возрасте. Однако само общение не даётся человеку от рождения. В. А. Сохин в своих исследованиях доказывает, что процесс коммуникации осваивается так же, как и любой другой вид деятельности.
Публикация «„Развитие диалогического общения детей младшего возраста“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Выделяются две основные сферы общения дошкольника :
С взрослыми
Со сверстниками
Опыт речевого общения с взрослым ребенок переносит в свои взаи-моотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в подаче своей личности, потребность во внимании сверстника. Уже в детском возрасте начинает возникать желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в приобретении навыков общения.
Диалог детей обычно бывает кратким, малосодержательным. Ребёнку не хватает терпения выслушать собеседника, контролировать себя во время высказывания, вовремя ухватить мысль собеседника, сформулировать в ответ собственное суждение, поддержать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью употребления языковых форм. Поэтому для развития диалогового общения у детей используются различные
формы и методы:
I. Регламентированная форма
Занятия
Беседы
Чтение художественных произведений
Словесные поручения
II. Нерегламентированная форма
Сюжетно-ролевые игры
Словесно-дидактические игры
Подвижные игры
Игры-инсценировки
Игры-драматизации
Можно выделить несколько групп диалогических умений, которым необходимо научить детей :
1. Собственно речевые умения:
вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения);
слушать и слышать собеседника;
проявлять инициативу в общении,
переспрашивать;
доказывать свою точку зрения;
выражать отношение к предмету разговора,
сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;
высказываться логично, связно;
говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета:
Обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться:
в паре
в группе из 3 — 5 человек
в коллективе
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются :
Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге : – соблюдать очередность в разговоре;– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;– не говорить с полным ртом;– говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.
Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.
Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиалога («дуэта», «коллективного монолога», стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением.
Первые речевые игры по развитию диалогической речи лучше всего строить вокруг интересных предметов, принесенных воспитателем, например макета корабля, ракеты, спутника, новой заводной игрушки, игры и т. д. Игра проходит в форме непринужденного обмена репликами и ответов воспитателя на интересующие вопросы. Основная цель этих речевых игр – развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Здесь можно предложить следующие игры:
Игры, способствующие развитию диалогической речи детей
• Скажи наоборот. Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает словом с противоположным значением.
- сахар сладкий, а перец… (горький);
- дорога широкая, а тропинка … (узкая);
- ручей мелкий, а река … (глубокая);
- деревья в лесу высокие и … (низкие);
- морковь можно есть сырую и … (вареную).
• «Какое что бывает?» Взрослый предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:
- зеленым (огурец, крокодил, листья, цветы, ель, нитки, краска);
- широким (река, дорога, лента, улица);
- маленьким (котенок, мышка, лисенок, брат, мальчик, хомячок);
- вкусным (конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт);
- пушистым (белка, кошка, пух, елка, волосы, кофта, шарф, лиса);
- холодным (чай, снег, молоко, лед, погода, ветер, зима, комната, мороженое, сосулька);
- высоким (дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура);
- круглым (стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, солнце, помидор).
• «Назови ласково»
Взрослый: бабушка.
Ребенок: бабулечка, бабуля, бабуленька.
Взрослый: мама.
Ребенок: мамочка, мамуля, матушка.
Взрослый: лиса.
Ребенок: лисичка, лисонька.
Взрослый: дочь.
Ребенок: дочка, доченька, дочурка.
• «Задумай слово». Ребенок или взрослый по очереди задумывают слово, которое все знают, но не называют его, а только объясняют, что это за предмет, каковы его признаки, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это слово, например:
- он пушистый, лакает молоко, мурлычет (котенок);
- он кукарекает (петух);
- она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);
- она оранжевая, длинная, вкусная (морковка);
- оно белое, плывет по небу (облако).
• «О чем еще так говорят?» Взрослый произносит словосочетание, в котором одно из двух слов многозначное. Дети должны подобрать к этому слову другие, с учетом его многозначности.
Идет (дождь, снег, зима, мальчик, собака, время, дым, автобус);
Играет (девочка, мальчик, кошка, дудочка, солнце);
Горький (- ое, - ие) (лекарство, перец, лук, огурец, горе, слезы);
Острый (нож, перец, суп, ум)
• «Кто что ест?» (Собака, кошка, мышка, корова, коза)
• «Поручения» Умываем куклу водичкой и проговариваем «Водичка, водичка, умой кукле личико». Вытираем лицо куклы полотенцем.
-Укладываем куклу в кроватку и напеваем: «Баю-баю-баю-бай!».
-Покатаем игрушку на грузовике и проговариваем: «Вперед – назад».
• «Кто пришел? Кто ушел?»
Даны предметные картинки. Дети вместе с воспитателем обсуждают, кто на картинках изображен. Потом воспитатель предлагает закрыть глаза, а в это время добавляется еще одна картинка или убирается одна картинка. Детям предлагается отгадать, какую картинку добавил воспитатель или какую картинку убрал.
• «Кто как кричит?»
Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают и озвучивают животных.
• «Чья мама? Чей малыш?» Выставляются картинки с изображением животного и детеныша.
-Кто нарисован на картинках?
Нужно соотнести животное с детенышем.
• «Чей, чья, чьё» Детям берут по одной картинке со стола.
-Какие предметы нарисованы на картинках?
Затем закрывают дети глаза, и воспитатель забирает у 5 детей картинки.
-Скажите, что случилось?
-Чье ведерко? Чья машинка? И т. д.
• «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка предмет и говорят, для чего этот предмет нужен.
• «Кто и где?»
Воспитатель показывает детям картину и задает вопросы.
• «Магазин игрушек»
Сказочный герой приглашает детей в магазин за покупками. Чтобы купить, надо описать игрушку.
• «Собери картину»
На столе лежат разрезные и целые картинки с изображением зайца, лисы, медведя, волка, кабана, лося и др. зверей. Дети собирают портреты лесных жителей.
• «Как принимать гостя»
Педагог говорит, что пришел гость. (Сказочный герой)
-Что нужно сделать в такой ситуации? Как пригласить гостя за стол?
В игре используем кукольную посуду и предметы-заменители.
• «Назови ласково»
Научить детей называть друг друга ласковыми именами.
• «Кто что делает?»
Педагог показывает детям картины с разными сюжетами. Ребенку предлагается назвать, что делает на картине человек (животное).
• «Скажи, какой?»
Детям раздаются картинка с изображением разног настроения людей, состояния предметов. Ребенок называет определения. Подобрать несколько определений к предмету.
• «Научим зайку правильно говорить»
Зайчик принес с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Если зайчик неверно скажет, что нарисовано на картинках, то научим говорить его правильно. (Ишка – дети поправляют «мишка»).