Наталия Пегова
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Игры и игровые упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП
«Учите, играя»
В помощь педагогам
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни к 3 годам чисто и правильно произносят слова, другие все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в первой младшей группе.
Публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Игры и игровые упражнения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия педагог предлагает игры и упражнения.
Кого как зовут?
Наглядный материал. Кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др.
Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому – либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то взрослый помогает ему: «Тебя зовут Олечка, Ванечка?» Он просит назвать имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2-3 детей, как зовут других малышей, например девочку в красном платье, мальчика в синей рубашке. После этого воспитатель показывает куклу и говорит: «эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?» Дети отвечают. «А это кто?» - спрашивает он и показывает кошку. «Киска», говорят малыши. «Эту кошку зовут Мурка». Дети повторяют кличку кошки. Затем педагог показывает собаку, корову, козу, других животных, предлагает малышам придумать им клички или сам называет их и просит повторить 3-4 детей. Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель следит, чтобы дети отчетливо и громко называли свои имена, имена товарищей, куклы, клички животных.
Да или нет
Наглядный материал. Игрушка мишка.
Воспитатель держит мишку, показывает и называет основные части тела: голову, лапы, уши, нос, глаза и т. д. Затем он просит детей показать, где у мишки нос, глаза, лапы и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: «Есть у мишки нос?» Есть у мишки ушки? и т. п. Чтобы дать ответ, дети должны внимательно слушать.
Воспитатель чаще вызывает малоактивных детей, а также тех, кто говорит неохотно или очень тихо.
Аналогичные игры можно проводить, используя и другие игрушки, например машину.
Угадай, что звучит
Наглядный материал. Игрушки: барабан, колокольчик, молоточек, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит детей повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают. Воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Выполни задание
Наглядный материал. Игрушки: кукла, зайка, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина.
Воспитатель раскладывает на столе, а также на видных местах в комнате игрушки и предлагает детям выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания, которые он дает детям: «Маша, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать в кроватку; Ваня, посади мишку в машину и отвези его в игровой уголок; Саша, возьми куклу и дай Оле; Ксюша, подойди к Оле, возьми у нее куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол; Света, возьми мяч и дай его Артеме; Лена, надень зайке шапку и рубашечку; Катя, возьми у Артема мяч и положи его в шкаф».
Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно выполняли задания без напоминаний, он старается чаще привлекать малоактивных детей.
Назови животных и скажи, кто как кричит
Наглядный материал. Коробка, игрушечные животные и птицы: собака, щенок, лошадка, гусь и др.
Воспитатель вынимает из коробки одну из игрушек и спрашивает, кто это. После того как дети назовут животное, он просит их показать, как оно кричит. Так малыши должны узнать собаку и «полаять» (аф-аф, щенка и «потявкать» (тяф-тяф, лошадку (и-го-го, лягушку (ква-ква, гуся (га-га-га, кукушку (ку-ку).
Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли животных, внятно произносили звуки в звукоподражаниях.
Чудесный мешочек
Наглядный материал. Мешочек; мелкие игрушки, изображающие детенышей животных : утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к некоторым детям (3-4) и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать.
Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто – либо затрудняется ответить, педагог подсказывает ему.
Можно ездить или нет
Наглядный материал. Коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь) : санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стол, стул, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою картинку группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.