Васина Алла Владимировна
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей
Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников и заговорит сам.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста, Консультация-практикум для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
И очень часто ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое его состояние однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни, развивать его слух, внимание, разговаривать с ним, играть, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П Павлов, А. А Леонтьев, А Р Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов: губ, языка, нижней челюсти и т д
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в соответствии со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Ученые пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кистей рук, которая располагается рядом с речевой зоной.
Т. О. развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных и неразрывных процесса. Отмечу так же, что к сфере мелкой моторики относятся огромное разнообразие всяческих движений это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит подчерк человека.
Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук и с развитием мозга. Работы В М Бехтерева доказали влияние манипуляции рук не функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.
Исследования М М Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слога. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция схемы человеческого тела, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого из пальцев, необходимо помогать ребёнку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребёнком простыми, но в то же время жизненно важными умениями держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путем на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предметов ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к 2 годам ребёнок может не только правильно держать ложку, кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем дошкольном возрасте. Ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.
Виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
• Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
• Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплексе гимнастики для развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика
• Самомассаж пальцев и кистей рук
• Игры действия с игрушками, предметами
• Изобразительная деятельность
Картотека игр для развития мелкой моторики
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
• Пальчиковая гимнастика (продолжительность зависит от возраста детей,3-4 года-от 3-5 минут, в 4-7 лет- 10-15 минут)
2. Пальчиковая гимнастика
• игры с пальчиками
3. Самомассаж пальцев и кистей рук
• с предметами (грецкий орех, шестигранный карандаш)
• без предметов
4. Игры действия с игрушками, предметами
• -раскладывание, сортировка, угадывание с закрытыми глазами бусин, пуговиц, мелких камешков, зёрен и т д
• нанизывание бус, пуговиц, рожки и макароны, сушки и т д
• застегивание и растегивание пуговиц
• игры с мозаикой, пазлы, строительный материал и т д чем больше мелких частей
5 Изобразительная деятельность
• лепка из пластилина, глины и солёного теста
• раскрашивание, штриховка
• обводка плоских фигур
• обведение трафаретов (трафареты д б «пухлыми» например из куска линолеума)
• обведение дна стакана, перевёрнутое блюдце, собственная ладонь, плоская игрушка
• рисование (карандашом, тампоном, пальцем, свечой и т д)
• рисование по опорным точкам
• дорисовывание второй половины рисунка
• рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги
• рисование орнамента 9на листах в клетку с 5-6 лет)
• работа с ножницами (вырезание, отрезание углов, резать извилистые, кривые линии, фигуры с изгибами и углами, окружности)
• поделки из природного материала
• шнуровки
т. о. Систематическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующему улучшению артикуляционной моторики, подготовке руки к письму и, что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.