Нина Макарова
Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, к природе. Познавая природу ребёнок начинает сознательно и бережно относится к ней; в процессе познания закладываются основы экологической культуры; приобщая ребёнка к природе мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к ней.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие любознательности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мир будит в ребенке интерес «первооткрывателя». Его интересует всё новое. Неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка посыпанная песком перестала скользить. И самое главное ему хочется испытать всё самому, удивляется неизведанному, влекущему своей новизной. Нам взрослым (воспитателям и родителям) важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное полезным с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.
Согласитесь недопустимо загубить деревце ради познавательного интереса, налить, в калоши воду с целью проверки его герметичности, выкрасить спящему псу уши и т. п. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Что же такое любознательность? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой дается следующее определение любознательности. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Однако до сих пор нет точного определения любознательности.
Так С. Л. Рубинштейн выдающийся психолог и филолог любознательность ассоциирует с познавательным интересом, показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Л. И. Аржанова предполагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать всё новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковой характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности.
Прежде чем приступить к развитию любознательности у детей дошкольного возраста необходимо учесть особенности:
В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение играет игровая и практическая деятельность.
Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире. Причинами постановки вопросов являются обычно возникновение неопределённости в чём-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребёнка.
Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее, значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычность предметов и явлений.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривают, что старший дошкольник «проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать».
Как же развивать наблюдательность? Любознательность не развивается на пустом месте. Какие же необходимы условия:
- Основные условия развития любознательности широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, с природой и воспитание активного заинтересованного отношения к ним;
- Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей, соответственно решение новых задач, решение которых будет стимулировать появление новых вопросов;
- Необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является любая деятельность (двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная) несущая познавательную функцию.
Методы развития любознательности у дошкольников
Все методы делятся на 3 основные группы:
- наглядные;
-словесные;
- практические.
К наглядным относятся:
- наблюдения;
- иллюстрации;
- просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях.
К словесным относятся:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- использование фольклорных материалов.
К практическим относятся:
- игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.
Одним из главных практических методов способствующий формированию любознательности является экспериментирование. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Именно этим требованиям жизни отвечает экспериментирование.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (т. к. возникает необходимость совершать операций анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
- развивается речь (возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
- формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Знания, подчёркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём работы собственной мысли, всегда осознанны и более прочны.
Для организации работы по экспериментированию в ДОУ в группах должны быть созданы центры по экспериментальной деятельности.
В центре по экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста должны находиться :
- книги познавательного характера для детей младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени); «Ткани»
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластиковых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной, красители-пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, «Ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами:
- бросовый материал: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;
- персонажи, наделенные определенными чертами («почемучки») от имени которого моделируются проблемная ситуация.
В центре по экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста должны находится :
- книги познавательного характера для детей среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени); «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
- мини-музей (тематика различна, например «камни», «Чудеса из стекла» и д. р.);
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластиковых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной, красители-пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.) :
- семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (соль, сахар, крахмал, мука).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, «Ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр, контейнеры из «Киндер –сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- «бросовый материал» (верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки);
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста;
- персонажи, наделённые определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируются проблемная ситуация;
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем, ставится дата, опыт зарисовывается.
В центре по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста должны находится :
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции;
- мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные из камня»);
- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук». «Магниты», «Бумага», «свет», «Стекло», «Резина».
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и т. д.);
-медицинские материалы: пипетки с закруглёнными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, свечи и д. р. ;
- сито, воронки;
- половинки мыльниц, формы для льда;
- приборы-помощники-увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
- клеёнчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;
- личные блокноты детей для фиксации опытов;
- персонажи наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируются проблемная ситуация.
В процессе занятий по экспериментированию не надо скупиться на похвалу и словесные поощрения. Чаще надо хвалить детей за находчивость и сообразительность. Уверившись, благодаря похвале и поддержки, в своих силах, дети начинают стремится к знаниям уже не зависимо от похвал, улучшается их познавательная активность.