Елена Лепешкина
Консультация для музыкальных руководителей «Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепешкина Елена Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ №19 «Ивушка» г. Сальска Ростовской области
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Ч. Диккенс.
Уважаемые коллеги.
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Сегодня я расскажу о некоторых педагогических технологиях, которые использую в своей работе.
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Прежде всего, чтобы вырасти и стать полноценным гражданином своей страны ребенок должен быть здоров.
И я как музыкальный руководитель заинтересовалась проблемой: «Как объединить процесс музыкального воспитания и оздоровление детского организма?» Я всегда была глубоко убеждена, что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Изучив и проанализировав существующие технологии, разнообразные методики и пособия на тему оздоровления дошкольников предположила, что развитие музыкальных творческих способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании в процессе музыкального воспитания здоровьесберегающих технологий в игровой форме. Дети играя, развивают речь, укрепляют голосовой аппарат в целях профилактики заболеваний горла, выполняют полезные упражнения на развитие дыхания, которые играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.
В свои занятия включила:
валеологические песенки-распевки О. Арсеневской, Картушиной. Это несложные добрые тексты, мелодия состоит из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение детей, сопровождаются самомассажем
дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой. Каждое упражнение имеет свое название. Мы в роли кошки ловим мышку, то накачиваем колесо. Дети играя, выполняют полезные упражнения на дыхание, которые играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Повышается уровень развития певческих навыков детей.
артикуляционная гимнастика помогает развивать певческие способности, формирует артикуляцию звуков. Упражнения беззвучные и с участием голоса
игровые фонопедические упражнения для укрепления голосового аппарата и в целях профилактики заболеваний горла.
пальчиковые игры провожу чаще всего под музыку. Они развивают речь ребенка, соединяют пальцевую пластику с речевым и мелодическим интонирование. Кончики пальцев это второй головной мозг.
музыкотерапию как важную составляющую музыкально-оздоровительной работы в нашем. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряженность и раздражительность. Для этого в каждой группе имеется магнитофон, мною и педагогами подобрана фонотека. Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают.
Если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования можно отметить, что современный педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями и уметь применять их в образовательном процессе.
Вы, со мной согласитесь, что применение ИКТ дает возможность музыкальному руководителю разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Кроме того, использование ИКТ в образовательном процессе позволяет включить в занятие разнообразный иллюстративный материал, красочные познавательные презентации и видеофильмы. А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Знакомство с новой темой часто сопровождаю показом слайдов, видеофрагментов, фотографий. Компьютерные презентации создаю сама с помощью программы Power Point или нахожу в интернете. Включаю в занятие интерактивные музыкально - дидактические игры такие, как «Музыкальные загадки», «Угадай и назови», «Найди лишнее» и другие.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника.
Чтобы сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, необходимо подобрать материал, содержащий в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. С этой целью ввела в практику еще одну технологию.
Образовательный квест - это игровая педагогическая технология. Квест в переводе с английского - поиск.
Образовательная деятельность в формате КВЕСТ замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Ребенок-дошкольник – человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». Квест – путешествие к определенной цели через преодоление трудностей, решения задач.
Самое главное – это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся действовать вместе, договариваться друг с другом, распределять обязанности, переживать друг за друга, помогать.
Родители являются активными партнёрами, а в некоторых квест - играх и участниками, а это является одной из главных задач, которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Образовательные квесты классифицируются следующим образом:
По месту проведения. Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:
- в замкнутом помещении, в группе, спортивном, музыкальном залах, внутри зданий, на улице.
- смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.
По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:
- линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
- штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
- кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
По назначению основной деятельности участников:
1. Тематический образовательный квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме, памятной дате, дате календарных праздников и т. д.
2. Смешанный квест интегрирует в себе признаки отдельных форм ОК для максимального выполнения поставленных задач в образовательном процессе.
3. Творческий квест требует от участников создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, театрализация, игра, песня).
IV. По срокам проведения выделяют долговременные и кратковременные квесты.
Цель, которую преследуют все создатели квестов - думать с удовольствием!