Екатерина Хухарева
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Педагогическая система К. Орфа
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
В настоящее время дифференцированный подход в музыкальном воспитании осуществляется чаще всего применительно к детям раннего или младшего дошкольного возраста, когда дети еще не в состоянии действовать коллективно и весьма ограничены в своих физических возможностях.
Публикация «Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников, Педагогическая система К, Орфа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методика Карла Орфа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста дифференциация применяется с целью индивидуализации музыкального развития ребенка. Это связывается со сложностью диагностики музыкальных способностей у детей младшего возраста и особенностями приобретения ими специальных навыков.
Вместе с тем ясно, что дети младшего возраста также развиваются не одинаково, их музыкальные проявления различны и при обучении некоторым видам музыкальной деятельности требуют индивидуального подхода (обучение игре на музыкальных инструментах, некоторым видам музыкально-ритмических движений).
Дифференцированный подход применим и к детям, у которых недостаточно развиты музыкальные слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, в работе с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в большом коллективе.
Дифференциация необходима и для более одаренных, нежели их сверстники, детей. Специалисты единодушно придерживаются мнения, что работа с музыкально одаренными дошкольниками должна качественно отличаться от методов работы с детьми со средними способностями.
Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
творческое развитие природной музыкальности ребенка;
высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Поэтому в своей работе решила использовать идеи элементарного музицирования К. Орфа. Она заключается в организации особого педагогического процесса, основанного на единстве движения, слова и музыки. Это даёт возможность каждому ребенку выражать себя через игру на музыкальных инструментах, создавать собственные танцевальные формы, аккомпанировать и петь небольшие детские песенки. Педагогическая система К. Орфа основана на естественной потребности ребенка в игровой и исследовательской деятельности, а в основе концепции лежит импровизационное музицирование. Ведь обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке.
В работе с детьми активно использую следующие виды деятельности и игровые методики:
– «фонопедические» игровые упражнения;
– игры-импровизации на музыкальных инструментах;
– звуковые сказки;
– игры на творческое самовыражение.
Так же в работе делаю упор на привлечение родителей - нужно только заинтересовать их в индивидуальной работе со своим ребёнком. Одной из форм работы с родителями является запись обучающего материал на электронный носитель (диск, флешку, кассету). Предварительно необходимо проконсультировать родителей, что с этим музыкальным репертуаром делать. Интересной работой, на мой взгляд, является изучение музыкального опыты семей, который тоже может пригодиться.
Еще одна формы работы, которая помогает сохранять и в дальнейшем развивать индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности - это драмогерменевтика, которая стала кульминацией социоигрового стиля обучения. Автором драмогерменевтики является доктор педагогических наук, профессор В. М. Букатов. Идея широкого использования технологий, методов и приёмов театральной педагогики : динамические упражнения, артикуляционную гимнастику, самомассаж, работа над развитием мимики, упражнения на развитие пластики, на мышечное расслабление. Такая работа помогает воспитать в детях собранность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе и своих силах, помогает научиться адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам, воспитывает потребность в реализации своего творческого потенциала, помогает детям стать значительно общительнее и увереннее.
Структура занятия включает следующие элементы:
1. Музыкально-игровые приветствия
2. Упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.
3. Пение с движением под музыку.
4. Игры и упражнения на развитие речи.
5. Пальчиковые музыкальные игры.
6. Активное слушание музыкальных произведений.
7. Музыкально-ритмические движения, коммуникативные игры.
8. Игра на музыкальных инструментах.
9. Игры на развитие ритма.
10. Творческие музыкально-дидактические игры.
Все это позволяет при пении уточнить чистоту интонирования мелодии песен, требующих транспонирования для данной подгруппы детей в другую тональность, исполнять отдельно запев и музыкальные фразы, куплеты песни, упражняться в дикции, в восприятии ритмических соотношений;
в музыкально-ритмических движениях упражняться в усвоении танцевальных движений, участвуя в музыкальной игре в целом, исполнять индивидуальные роли, что очень важно для развития творческой интерпретации игрового образа, совершенствовать движения танцев, игровых сценок, хороводов;
при обучении игре на музыкальных инструментах приобретать скоординированность движений, совершенствовать исполнительские навыки, навыки игры в ансамбле;
при выполнении творческих заданий чувствовать себя более свободно и раскрепощенно, например, при импровизации (музыкальные вопросы и ответы, сочинение и исполнение попевок, проигрывание мелодий-образов).
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуализация процесса музыкального воспитания и обучения способствует:
• обеспечению оптимального музыкального развития детей с различной степенью подготовленности, в соответствии с собственным темпом усвоения материала и с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала;
• предупреждению возможного отставания и ликвидации пробелов в знаниях и умениях, приобретенных ранее;
• развитию самостоятельности в решении обучающих и творческих задач;
• формированию устойчивого интереса к тому или иному виду музыкальной деятельности и на этой основе всестороннему развитию личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, интересов и способностей;
• обеспечению полноценной подготовки к обучению в школе.
-