соколова ольга
Консультация «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
Когда ребёнок делает зарядку по утрам, мечта каждой мамы, потому что своих детей хочется видеть здоровыми, физически развитыми и полноценными. Но часто родители упускают из виду, что физические нагрузки требуются не только группам крупных мышц, выполняющим опорно-двигательные функции, но и мышцам, отвечающим за речь. Такие зарядки не укрепляют общее здоровье, как приседания или бег, но позволяют избежать ранних проблем с речью. Артикуляционная гимнастика для детей ставит правильную речь, от которой зависит психическое здоровье ребенка и темпы его интеллектуального развития.
Публикация «Консультация „Для чего нужна артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Зачем нужна артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика поможет, если речь малыша недостаточно развита по причине слабости органов речевого аппарата, т. е. по самой распространенной причине детских проблем с речью. Принцип ее действия ничем не отличается от принципа действия всех физических упражнений:
Укрепление мышц.
Развитие подвижности и гибкости.
Развитие мелкой моторики, отвечающей за микровзаимодействия.
На ранней стадии задержки речевого развития и при наличии любых дефектов регулярное выполнение артикуляционных упражнений обязательно в терапевтических целях. Если явных проблем у малыша нет, гимнастика может использоваться в целях профилактики. Сами упражнения очень простые, уделять им следует всего несколько минут в день, вот почему в начале статьи мы провели параллель с утренней зарядкой.
Правила выполнения упражнений
Как и в любых тренировках, решающую роль играет систематичность выполнения и мера при распределении нагрузок. Рекомендуется заниматься каждый день дважды, не более чем по 15 минут за занятие. Если занятия имеют профилактические цели, то можно заниматься раз в день по 5–10 минут.
Выполнять упражнения следует перед большим зеркалом, в котором ребенок будет видеть и себя, и взрослого. Взрослый сможет показывать правильные движения, а ребенок – контролировать себя визуально.
Не рекомендуется заниматься как на голодный, так и на полный желудок. С момента последнего приема пищи должно пройти не менее одного часа.
Особое внимание уделяется качеству выполнения упражнений. Движения должны быть точные, не смазанные. Мышцы должны получать нагрузку, поэтому каждое движение акцентируется, выполняется выраженно и с напряжением. Скорость выполнения особого значения не имеет.
Виды упражнений
Упражнения делятся на статические и динамические. Разница между ними в том, что первые требуют фиксации речевого аппарата в одном положении, а вторые состоят из движений. У каждого упражнения есть название ("Качели","Лопатка и др., обязательно используйте его в занятиях, чтобы малышу было проще ориентироваться в системе. Часто упражнения имеют игровую основу, что позволяет заинтересовать даже самых маленьких. Ее также можно придумать самостоятельно.
Статические упражнения
Статическое упражнение является разновидностью динамического, т. к. тоже имеет движение в своей основе. Разница лишь в том, что движение здесь одно и выполняется оно перманентно до конца упражнения. Для примера, есть такое упражнение в хореографии, когда танцор встает на цыпочки и тянется кончиками пальцев рук как можно выше вверх. Т. к. длина его тела не безгранична, в какой-то момент он замирает в максимально растянутой позе, однако движение не прекращается, поэтому в теле сохраняется постоянное напряжение. Аналогично выполняется, например, вытягивание губ трубочкой: это не просто фиксация губ, а непрекращающееся движение вперед.
Динамические упражнения
Это упражнения в привычном понимании слова, когда движения выполняются подряд под счет 5-10 раз или на "раз-два-три". Например, уколы языком в щеку – 5 раз в правую, 5 раз в левую. Или круговые движения вытянутыми губами в одну, затем в другую сторону.