Жигайло Ирина
Консультация «Дидактические игры с блоками Дьенеша«
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Публикация «Консультация „Дидактические игры с блоками Дьенеша„» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:
познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;
присутствуют игровые правила и игровые действия;
определены дидактические задачи.
Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А. А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З. А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.
Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.
Кубики Дьенеша развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Для начала надо познакомить ребенка с блоками.
Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
• Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).
• Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
«Цепочка»
7. перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд
8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.).
10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.
11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
12. фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.
13. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
14. Аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
«Второй ряд»
15. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
«Домино»
16. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
17. Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.
18. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башню.
«Раздели фигуры»
19. Для игры понадобится игрушки : мишка, кукла, заяц и др. Предложить разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверить, правильно ли дети распределили игрушки. Предложить им ответить на вопросы:
–Какие фигуры оказались у мишки? (все красные)
-А у зайки? (Все не красные)
Попробуйте разделить все фигуры по другому:
1. Чтобы у мишки оказались все круглые;
2. Чтобы зайцу достались все большие;
3. Чтобы зайцу достались все жёлтые.
Наиболее трудный вариант игры «Раздели фигуры».
Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглы фигуры, а Чебурашки- все жёлтые, а у Незнайки все большие.
Затем предлагается новые игры и упражнения с блоками, где их свойств, изображены на карточках.
Так цвет обозначается пятном (на данном рисунке цвет пятна определён буквами «к»- красный, «ж»-жёлтый, «с»- синий)
Величину – силуэтом домика (большой, маленький)
Форму -соответственно контурами фигур (круглый и квадратный, прямоугольный, треугольный).
Толщину- условными изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).
Игровые упражнения проводятся так: ребёнку или группе детей предъявляется и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Ребёнок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства.
Предлагается такие игры : «Кто быстрее соберёт блоки», «Поручения», «На своё место». Например, ведущий говорит: «Кто быстрее соберёт все красные блоки», «Саше собрать все круглые блоки».
Важно чтобы дети, выполняли игровую задачу, делали всё быстро и качественно.
В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначающее свойства будет перечёркнуто двумя линиями. Например: некрасивый, некрутой, небольшой., необходимы игры «Помоги Незнайке».В этих играх нужна рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по разному рассказать про цвет. Величину, и так далее. Например, о жёлтом прямоуголном блоке можно сказать, что он некрасный, несиний. По форме некруглый, нетреугольный и тд.
В последующем возможно использование более сложных игр. Это игры с обручами, где детей знакомят с чётким представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии.
Игра с одним обручем.
На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например: внутри обруча –все красные блоки, а в не обруча- все остальные.
Вопрос: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные)
Какие блоки находятся анне обруча? (Не красные)
Двумя обручами.
На полу два разноцветных обруча (синий, красный, обручи пересекаются. Поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому нибудь встать:
-внутри синего обруча.
-внутри обоих обручей,
-внутри синего, но вне красного,
-Вне синего и красных обручей и т. д.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки а внутри красного обруча –все красные.
После выполнения практической задачи дети отвечают на вопросы:
-Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
-Внутри синего, но вне красного обруча?
-Внутри красного, но вне синего?
-Вне обеих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств -формы и цвета.
Литература: «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет.
Под ред. А. А. Столярова. М «Просвещение», 1991.)
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столярова. М «Просвещение»,1988. гл. 3.17).
Формирование умение решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А.
М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М. «Просвещение». 1981.
КасабуигсийН. И и др. Математика «О». Минск,1983.
«Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под. ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет».2001г.