Александра Васильева
Консультация «Развитие речевой компетентности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одной из проблем современного общества является – развитие речевой компетентности детей. Согласно данным медицинского обследования, на момент поступления в детский сад, поставлен диагноз ЗРР (задержка речевого развития) 40 – 45% детей, возраст которых 3 - 4 года. При близком знакомстве с этими детьми, выясняется, что дети мало подвижные, неумелые, безынициативные, некоторые из них тучные - «йогуртные» дети. Дети не воспринимают слова воспитателя, не выполняют такие элементарные требования как одеться, умыться, покушать.
Публикация «Консультация „Развитие речевой компетентности детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чаще всего родители не видят в этом проблемы, требуя от персонала ДОУ находить подход к детям с учетом их индивидуальных особенностей.
Эти, на первый взгляд, простые буквы – ЗРР, приводят к достаточно серьезной проблеме задержки интеллектуального развития. Такие дети чаще всего не могут четко высказать свою точку зрения, объяснить, что их тревожит, а это в свою очередь вызывает в них чувство раздражительности и агрессию. У детей, как говорилось ранее, нарушено самообслуживание. Детям с ЗРР сложно выразить свои мысли, их словесные ответы недостаточно точны, словарный запас ограничен. Эти причины препятствуют полноценному общению ребенка с другими людьми, что в последствии приводит к замкнутости, неуверенности в себе. Все это оказывает негативное влияние на развитие коммуникативных навыков: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый. Таким образом, возникает социальная ситуация, оказывающая негативное влияние на психологическое развитие ребенка :
• Дефицит общения со взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности.
• Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ребенка.
• Отсутствие в быту полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.
• Отсутствие адекватных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
• Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы).
• Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.
Из – за нарушенных коммуникативных навыков, адаптационный период будет проходить медленно и болезненно.
На первое место в развитии таких детей выходит развитие тонкой, точной и мелкой моторики рук. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Наиважнейшей проблемой развития ребенка является – преемственность между родителями и воспитателями. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. Чтобы ребенок не попадал в стрессовую ситуацию занятия проводятся преимущественно по принципу «Учите, играя», что снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности. Для таких игр можно использовать разнообразные мелкие предметы: пуговицы, крупы, фасоль, янтарь, ракушки и т. д. Также следует сказать о том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе такого рода игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Благодаря этому дети становятся более ловкими, учатся управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры всегда с удовольствие воспринимаются детьми, являясь очень важной составляющей для развития ребенка, поскольку они способствуют развитию речи и творческой деятельности. В дальнейшем это поможет подготовить руки к письму, к становлению красивого почерка. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, скороговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на занятии 2-3 минуты. Возможно так же посветить этим играм целое занятие, включив в него: раскрашивание, штриховку, шнуровку.
Очень важно донести до родителей, что движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.