Юлия Тедер
Консультация «Взаимосвязь формирования эмоциональной компетентности и навыков конструктивного общения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь формирования эмоциональной компетенции и навыков конструктивного общения у детей
или
эмоциональное наполнение жизни ребёнка ведёт к лёгкой адаптации в социуме.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь формирования эмоциональной компетентности и навыков конструктивного общения у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Поэтому работа воспитателя, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Что же такое эмоции, эмоциональная компетентность?
Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов.
Согласно исследованиям отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др.) именно в дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, эмоции выступают мотивами поведения и являются важным фактором в формировании общения с людьми. Л. В. Выготский отмечал, что «ребёнок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребёнка должно начинаться не со знакомства ребёнка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояния близких ему людей.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. По мнению ведущих психологов наиболее удобной для практических целей является классификация К. Изарда. Автор в качестве первичных выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования:
интерес – волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
Что такое эмоциональная компетентность?
Эмоциональная компетентность - это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей и на этой основе строить взаимодействие с окружающими.
Наблюдения за повседневной детской деятельностью показывают, что дети слабо управляют своими чувствами, что очень осложняет их общение с окружающими. Часто неадекватно выраженные эмоции (злость, страх, стыд, радость, грусть, являются существенным барьером в установлении доброжелательных отношений со сверстниками и умении конструктивно общаться, строить взаимоотношения со сверстниками.
По мере развития у детей-дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере. Однако сама по себе эмоциональная сфера не развивается, если в этом направлении не ведётся организованная работа.
Принцип работы педагога ( в соответствии с ФГОС ДО важнейшим образовательным ориентиром является: обеспечение эмоционального благополучия детей) - «никакой авторитарности», только равновесие между взрослыми и детьми. А установленные традиции, спокойный и доброжелательный тон, «принятие» всего того, что принесут с собой дети, помогут дошкольникам войти в роли и всем без исключения активно участвовать в совместной образовательной деятельности.
Реализация целей и задач развития, обогащения эмоциональной компетентности детей в условия дошкольного образовательного учреждения может осуществляться через:
• чтение комических, трагических, исторических детских художественных произведений;
• слушание музыкальных произведений с ярко выраженным эмоциональным фоном;
• театрализованная деятельность;
• решение проблемных задач;
• беседы с детьми по различению и дифференцированию эмоциональных состояний людей;
• просмотр фильмов и мультфильмов эмоционального содержания;
• проигрывание ролевых ситуаций эмоционального содержания, целью развития вербальных и невербальных средств эмоционального выражения;
• дидактические игры и упражнения, направленные на распознавание эмоций и чувств.
Вся образовательная деятельность помогает подготовить детей к общению со взрослыми; к овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умению самостоятельно разрешать конфликты мирным путём); к принятию и соблюдению (в последствии) классных и школьных социальных и этических норм (сдерживание непроизвольных эмоций и желаний, способность к ответственному поведению).