Ирина Юнеман
Консультации для воспитателей «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»
Консультация для воспитателей:
«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки, которые обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Публикация «Консультации для воспитателей „Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Существуют задачи сенсорного воспитания.
Главными являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
• Чтение познавательной литературы.
• Через собственный.
2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
• Учим ребёнка определять форму предмета в целом.
• Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
• Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)
• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
• Обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.)
• Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
• Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
• Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма - круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Наличие в группе материала Монтессори.
5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.