Татьяна Ларионова
Из опыта работы «Конструкторская площадка» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по конструированию в подготовительной группе направлена гласным образом на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов и постепенный перевод их в умственный план, т. е. Способность преобразовать конструкцию в уме, создать ее воображаемый образ.
Детям дается возможность применить в процессе конструирования моделирующие свойства второго порядка- графические, - отрывающие детей от непосредственного оперирования со строительными деталями.
Публикация «Из опыта работы „Конструкторская площадка“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Графические действия становятся реальными заместителями моделирующих строительных действий и обеспечивают особый способ опосредования при выделении в предметах пространственных, конструктивных и других свойств и зависимостей. Введение в деятельность детей графических моделей можно рассматривать как один из путей организации процесса сокращения внешних действий, их частичного перевода во внутренний, более отвлеченный и свернутый план.
В работе с детьми этой группы можно использовать графические модели разных типов: контурные и расчлененные, обобщенные модели предметов и конкретные, единичные модели предмета или его конструкции. Как правило, к началу обучения в подготовительной группе дети умеют достаточно точно устанавливать множественные признаки предмета: форму и ракурс, пространственное отношение частей, но еще ошибаются в оценке размерных соотношений (пропорций) элементов конструкции и их положения в рамках целой постройки.
Поэтому 1 этап работы в подготовительной группе, это четыре занятия, направлен на обучение детей умению точно ориентироваться в пространственных свойствах некоторых строительных деталей и их простейших комбинаций (в виде блоков из 3-4 строительных элементов) и построении графических схем в трех прямоугольных проекциях на чертеже-развертке.
Для точного соизмерения изображаемых фигур можно использовать трафареты, а так же учить детей зарисовывать деталь в тетради в клетку.
Для этого на первом занятии провести упражнения на соизмерение нескольких деталей с деталью, которую выбрали за единицу измерения, например с кубиком (на маленьком кирпичике помещается 2 кубика, на среднем кирпичике- 3 кубика. Кубик можно составить из двух полукубов и т. д.). Далее зарисовывать в тетради заместитель кубика квадратом, предварительно договорившись с детьми о его постоянных размерах, все стороны которого равны четырем клеточкам. И с этой единицей измерения должны соотноситься все остальные, используемые в работе, изображения.
На последующих занятиях детям предлагается отгадать, какие детали, из лежащих на столе, изображены на готовых схемах- развертках. Детали могут быть знакомы детям, возможно они рассматривали их в старшей группе, но изображены они в другом ракурсе.
Далее воспитатель знакомит детей с новыми деталями и показывает, как изобразить схему одной из деталей в трех разных проекциях и соотносит их друг с другом путем проведения пунктирных линий. Затем детям предъявляются конкретные образцы комбинаций из трех деталей, они анализируются совместно воспитателем и детьми, и под руководством воспитателя дети составляют фронтальную схему и учатся переводить ее в схемы из других позиций. На каждом занятии даются другие детали и комбинация из 3-4 деталей. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать игровые приемы из книги «Архитектурная школа папы Карло». Это разнообразные игры из серии «Угадай-ка», типа «Найди меня» : детям предлагается к чертежам-разверткам найти нужную деталь и поставить ее в пустой сектор чертежа-развертки.
Или игра «Путаница» : воспитатель на пустые сектора чертежей-разверток ставит в беспорядке детали, а детям предлагается распутать путаницу и вернуть каждую деталь на свое место.
Таким образом, эти занятия помогают детям увидеть предмет (строительную деталь) с разных позиций и узнавать эту деталь независимо от ее пространственного положения.
2 этап работы по конструированию предполагает решение такой задачи, как построение графической модели конструкции конкретного предмета (триумфальная арка, самолеты, аэросани, либо готовый образец конструкции. Воспитатель помогает детям определить основные функциональные части предмета, их форму, размеры, взаимное расположение в пространстве (при построении самолета, аэросаней).
При строительстве зданий, анализируя вместе с детьми образец постройки, воспитатель помогает детям выделить центральную и боковые части здания, фундамент, перекрытия, простенки, определить общие пропорции здания, форму и размеры отдельных частей. На основе образца дети составляют графическую модель постройки в одной из прямоугольных проекций (чаще «вид спереди» или «вид сбоку»). После этого образец закрывается, и дети воспроизводят конструкцию по своей схеме. Затем они рисуют схему своей постройки в другой проекции («вид сбоку» или «вид сверху»).
Такую объемную постройку, как здание вокзала, детям можно предложить строить вдвоем. И схема такой постройки на развороте тетради полностью не помещается, поэтому я предлагаю детям договориться: один ребенок изображает центральную часть постройки и боковую часть слева, а другой ребенок- центральную и боковую часть справа. Затем строят по своим схемам: совместно делают центральную часть и достраивает каждый свою боковую часть. При знакомстве с триумфальными арками использовала иллюстрации из книги «Триумфальные арки Ленинграда». Рассматривали с детьми различные виды арок, познакомились с историей возникновения этих сооружений. Как дополнительный материал сделали картонные арки двух размеров, опоры и использовали их в постройках.
И завершается этот этап работы занятием по замыслу, детям предлагается придумать волшебное средство передвижения, зарисовать сначала в виде схемы, а затем воспроизвести постройку. Это такие примеры волшебных средств передвижения, придуманные детьми: летающий автобус, крылатые сани.
3 этап работы предполагает моделирование «в уме» фрагментов, скрытых от непосредственного восприятия. Это происходит в процессе «перевода» детьми готовой схемы постройки, составленной в одной проекции в схемы других проекций, которые ребенок может увидеть только мысленно. Это такие постройки: машина-фургон, по объемным схемам- мост и пароход. Сначала рассматривают схему- образец, выделяют в ней основные части, затем второстепенные, находят связующие детали, самостоятельно переводят предложенную схему в две схемы других проекций и далее воспроизводят конструкцию из деталей по своим схемам. При переводе схемы машина-фургон- «вид сбоку»- в схемы «вид спереди» и «вид сверху» у детей почти не было ошибок. Трудности возникли при воспроизведении объемных схем (моста и парохода). Поэтому вместе с детьми изображали фрагменты конструкции с разных позиций. Эта работа очень трудоемкая, и дети работают в парах.
На данном этапе дети знакомятся с контурной схемой и переводят ее в расчлененную. Эти занятия позволяют развивать у детей план пространственных представлений. Дети совместно с воспитателем анализируют контурную схему, выдвигают предположения об изображенном предмете и его возможном строении.
Если это дом-башня, то детям предлагается сначала найти перекрытия, стены, окна, крышу. Далее дети самостоятельно, сориентировавшись в расположении перекрытий, переводят контурную схему в расчлененную. Затем можно провести повторно, на новом материале.
Эти занятия развивают у детей внутренний план действий и помогают преодолеть пространственный эгоцентризм.
На 4 этапе работы по конструированию в подготовительной группе решается задача воспроизведения конструкции предмета по двум схемам (завод, дворец) «вид спереди» и «вид сбоку» или «вид спереди» и «вид сверху». Дети совместно с воспитателем рассматривают графическое изображение конструкции предмета (вид спереди, описывают внешний облик постройки, определяют внешний облик постройки, определяют легкость или тяжеловесность конструкции, форму и размеры деталей, из которых она построена. Воспитателю необходимо помочь детям соотнести между собой обе схемы, наметить план строительных действий. Далее дети возводят постройку.
5 этап - самый интересный и познавательный для детей. Дети осваивают простейшие знания о некоторых архитектурных сооружениях, архитектурных стилях. Дети знакомятся с элементами архитектуры: разными видами колонн, их составными частями, типами стволов, оснований и головок. Дети с интересом рассматривали древние украшения капителей, самостоятельно изготавливали украшения для головок колонн. На последующих занятиях дети знакомятся с замковой архитектурой в романском и готическом стиле. По готовым образцам построек анализируются характерные черты каждого стиля: наличие центрального арочного входа, массивных сторожевых башен по сторонам, заостренного купола- романский стиль, или устремленность постройки ввысь, использование гигантских ажурных башен, стрельчатых арок, узких прорезей окон- готический стиль. Дети воспроизводят постройку по образцу, совместно в парах и по завершении строительства изображают вид постройки сверху или сбоку.
Последний 6 этап работы- это конструирование по замыслу. Хотя после каждого этапа работы предполагается занятие по замыслу. Этот этап решает такие задачи: закрепление у детей умения создавать собственный замысел конструкции предмета по предложенной теме (рыцарский замок или замок Снежной королевы). После того, как дети выберут тему, им ставится задача зарисовать ее в виде одной или двух схем и воспроизвести из деталей. По окончании работы рассказать о своей постройке.
И вторая задача, которая решается на этих занятиях- это развитие у детей умения создавать в уме образ предмета и его возможной конструкции из предложенного набора строительных деталей. Дети либо словесно описывают будущую постройку, либо делают схематическое изображение с любой удобной для них стороны, а затем рассказывают о своем замысле и воспроизводят постройку из деталей.
Вот такие типы обучающих занятий предлагаются в программе. Их конкретизация зависит от особенностей продвижения детей группы. Главное- научить ребенка четко анализировать предложенный ему конкретный графический образец постройки, использовать чертеж в качестве внешней опоры при оформлении замысла конструкции «в уме» и соотносить созданный образ предмета с реальными условиями конструктивной деятельности.
Воспитатель МАДОУ д/с КВ № 8 «Росинка» :
Ларионова Татьяна Леонидовна
г. о. Пущино 2017г