Ахтиярова Ильгама Сиямуддиновна
Из опыта работы воспитателя младшей группы по организации трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя младшей группы по организации трудовой деятельности (виды, формы, методы и результаты) Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи: воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремление оказать помощь;
Публикация «Из опыта работы воспитателя младшей группы по организации трудовой деятельности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- формирование у детей положительных личных качеств, таких как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
- воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми – умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставить помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. Мы каждый день повторяем действия навыки самообслуживания, и оно прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Руководя самообслуживанием детей, мы индивидуально общаемся с каждым ребенком, устанавливаем с ним разнообразные контакты, поддерживаем его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, мы расширяем словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.
Со старшими детьми приобретаем новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами. Мы на конкретных примерах разъясняем, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевалке, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся. Все это формирует у детей уважительное отношение к окружающим.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Мы учим детей, замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Мы формируем у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек, готовить всё необходимое для занятий, стирать кукольное бельё протирать стеллажи от пыли, подметать дорожки на участке и т. д. Мы обязательно оцениваем нравственную сторону трудового участия детей. Например: «Вероника –заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!». Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями: поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют семена, выращивают растения в уголке природы, в цветнике, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, мы называем растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает нам решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
В процессе труда мы учим детей наблюдать, за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, учим различать растения по характерным признакам, листьям. Это расширяет их представления о жизни растений. Летом старшие дети помогали из меленькой леечки поливать грядки, цветы, помогали с определенного участка убирать сорняки и хорошо с этим справлялись. В группе Никита и Вероника помогали набирать землю для рассады в стаканчики. Вероника самостоятельно сажала крупные семена цветов.
Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, из круп, природного материала (шишек, коры,, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. — Дети изготавливают подарочные коробки, поздравительные открытки для мам, пап, для именинников. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Дети с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из цветной бумаги открытку, из шишки — лесовика и т. д. В процессе работы мы знакомим со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Труд детей дошкольного возраста организуем в трех основных формах: в форме трудовых поручений, трудовых дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Трудовые поручения – это задания, которые мы эпизодически даем одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
У младших детей поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.).
Поручение дает нам возможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений мы усложняем их содержание. Так, старшим детям мы поручаем самостоятельно, постирать кукольное белье, (по выходным дням) вымыть игрушки, (каждый день вечернее время) подмести дорожки, убрать бумажки, веточки с игровой площадки. (Каждый день на прогулке) Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.)
У старших детей индивидуальные поручения организуем в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучаем новым умениям. Индивидуальные поручения даём детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле.
(Трудовые) Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Каждое утро после утренней зарядки мы назначаем дежурных по столовой и по занятиям. Проводим беседу со всей группой, в которой раскрываем детям их обязанности, очередность работы, об аккуратности в работе. Дежурные (дети 5,6,7 лет) сервируют стол, раскладывают столовые приборы: ложки, вилки, хлебницы. Убирают посуду после еды на дежурный стол, вытирают столы. Очень важно поощрять детей в дежурстве, подчеркнуть, что благодаря их работе подготовка к еде происходит быстрее, таким образом, фиксируется внимание детей на развитие самостоятельности, обслуживании коллектива группы и ответственность за порученное дело.
Дежурные по занятиям готовят столы стулья для занятий. Особенно много внимания и времени требует подготовка к изо занятиям, дежурные раскладывают: карандаши, краски, кисти, стаканчики. После окончания занятия каждый ребенок моет свой стаканчик, кисточку, а дежурный собирает раздаточный, наглядный материал, и убирает в шкаф.
Коллективный труд - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты и участка, разбивка цветника, оформление групповой комнаты к празднику).
Когда дети достигают, определенных успехов в трудовых поручениях и дежурствах мы переходим к более сложной форме – к коллективному труду.
Данная форма организации труда детей способствуют решению задач нравственного воспитания. Приобретенные трудовые навыки и умения закрепляются, обучение новым осуществляются, как и прежде, индивидуально. Например: Если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, то мы не включаем их в коллективный труд, они просто наблюдают.
После окончания работы мы обращаем внимание детей на то, что каждый ребёнок хорошо трудился, аккуратно выполнял работу, принимал участие, и вот результат – в комнате чисто и красиво, затем обращаем внимание детей, как складывались взаимоотношения их в труде. Например: Старшие дети были вежливы по отношению к малышам, малыши были настоящими помощниками, не забывали сказать спасибо.
Коллективный труд – это такая форма организации труда, при котором дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: помогают друг другу, договариваются о разделении труда. Коллективный труд воспитывает чувство защищенности, создаёт положительный эмоциональный настрой, сотрудничество, умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, что улучает адаптацию ребенка в обществе.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой интерес, ребёнок коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка. Главная развивающая функция труда – это переход самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки.
Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.
Наши результаты трудовой деятельности : Дети научились последовательно одеваться, заправить кровать, научились убирать игрушки на место после игры, наводить порядок на книжной полке, накрывать на стол и т. д.