Светлана Реутова
Из опыта работы «Математика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – наука
Хороша и всем нужна
Без нее прожить нам трудно
Без нее нам жизнь сложна.
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Начиная работу по данной теме, я прежде всего ознакомилась с существующими ныне методиками по ФЭМП. Это работы таких авторов как : Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон. Естественно все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников.
То есть мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными знаниями и понятиями, давать нужную информацию.
Большое значение на занятиях придаю работе с дидактическим материалом
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой направленности. Именно я ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Работая с детьми младшего возраста я сама включаюсь в игру, тем самым вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но здесь я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, учу следить за действиями и словами других, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Задача дидактических игр заключается в обобщении, группировке, уточнении представлений, в и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Начиная работу с новой группой детей я прежде всего изучаю эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом мне помогает индивидуальная беседа, она проводится в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Математика, не обязательно скучные занятия, как может показаться на первый взгляд. Для обучения детей математическим знаниям я придумываю различные считалочки, пословицы, загадки, провожу дидактические игры. Для достижения результатов использую различные материалы : счётные палочки, природный материал, разные виды раздаточного материала, учу детей распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и др.
Очень хотелось бы, что бы в нашем детском саду были введены занятия по информатики для дошкольников, потому что весь мир сейчас связан с компьютерными технологиями и постепенно они проникают и в детские сады. Современная программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждения, пользоваться грамматически правильными оборотами речи. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.
Так как перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития ребенка, то сегодня я вас хочу познакомить с новой здоровьесберегающей технологией – кинезиологией.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. С этой целью и были разработаны специальные упражнения: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. И сейчас я вам предлагаю провести несколько таких упражнений. (мастер класс с педагогами)
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро -ладонь).
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Растяжки
1. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Телесные упражнения
1. «Перекрестное марширование»Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.