Карпова Елена
Конструктор НОД. Беседа «Времена года». Чтение сказки — загадки В. И. Даля «Старик Годовик». Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Беседа «Времена года». Чтение сказки – загадки В. И. Даля «Старик Годовик». Подготовительная группа.
Выполнила: воспитатель Карпова Елена Викторовна
Программное содержание:
Цель:
Публикация «Конструктор НОД, Беседа „Времена года“, Чтение сказки — загадки В, И, Даля „Старик Годовик“, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Даль В.И.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- Формирование у детей представления о годовом цикле — временах года, месяцах, их последовательности,
- умение детей выделять характерные признаки времен года.
- умение детей делать вывод, что символизируют:- три птицы;
- одна птица;
- четыре крыла у каждой птицы;
- каждое крыло с семью перьями;
-каждое перо, одна половина которого белая, а другая — чёрная;
- умение детей называть дни недели и их последовательность.
Задачи:
Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
Дать знания о названиях месяцев года в древнем Риме, на Руси; развивать познавательный интерес к истории развития человечества;
Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
Воспитывать желание познавать новое.
Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение сказки «Двенадцать месяцев», рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года : зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. И. Даль», разучивание физкультминутки «Весенняя прогулка».
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация; аудиозаписи звуков природы. Календарь природы, разные виды календарей; портрет В. И. Даля.
Ход НОД:
Дети заходят в музыкальный зал. Воспитатель предлагает поздороваться с гостями, улыбнуться друг другу и гостям.
1. Вводная часть
Ребята, отгадайте загадку : Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет
(4 времени года). Показ календаря.
2. Времена года. Год.
Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называют круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колеса времени» - зима, весна, лето, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.
У человечества есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.
А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь (демонстрация видов календарей и нахождение различий)
Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы.
Воспитатель. Назовите зимние месяцы (иллюстрация к каждому времени года, приметы времени года) . Дети: Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. А весенние месяцы вы знаете?
Дети. Весенние месяцы - март, апрель, май.
Воспитатель. А теперь порадуйте своими ответами, назовите летние месяцы.
Дети: Летние месяцы - июнь, июль, август.
Воспитатель. Неужели вы и осенние месяцы знаете?
Дети: Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Ребята, а сколько же в году месяцев?
Дети: В году 12 месяцев.
Воспитатель: Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? Какой сейчас месяц весны?
Дети. Весна. Месяц март. Воспитатель. А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Дети. Тает снег, ярче греет солнышко, капель и т. д.
3. Массаж Су – Джок шарами.
• Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
4. – Ребята, вы хотели бы совершить путешествие в историю названия месяцев года? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте: - Во многих странах мира месяцы года называют так, как это придумали в древнем городе Риме. Римляне вначале называли месяцы года по номерам или цифрам: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12, а затем постепенно некоторые месяцы они переименовали в честь своих богов и героев.
ЯНВАРЬ – ( латинское:Januarius). Назван в честь бога Януса - в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца (показ слайда).
ФЕВРАЛЬ – ( латинское:Februarius). Назван в честь праздника Фебруа - дня очищения от всего плохого, что было в уходящем году;
МАРТ – МАРТУС – в честь бога войны - МАРСА (показ слайда); Все свои походы и завоевания воинственные римляне начинали планировать именно в марте.
АПРЕЛЬ – (латинское слово аprilis) означает «раскрытие», «открывать». В этом месяце раскрываются первые почки на деревьях и появляется первая весенняя зелень.
МАЙ - в римской мифологии была такая богиня весны - Майя, в её честь древние римляне и назвали месяц, в который природа окончательно пробуждается от зимних холодов (показ слайда). ИЮНЬ - первый месяц лета древние римляне также назвали в честь одной из богинь: Юноны, считавшейся покровительницей женщин и домашнего очага (показ слайда). ИЮЛЬ – назван в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря (показ слайда);
АВГУСТ – переименован в честь другого императора – Октавиана Августа (показ слайда, которому очень хотелось быть похожим на Цезаря.
СЕНТЯБРЬ - происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так что сентябрь – просто «седьмой месяц». В то время год начинался с марта. ОКТЯБРЬ - Происходит от латинского: October, «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря. НОЯБРЬ - происходит от латинского: November. «Novem» - девять. «Девятый» месяц в римском календаре.
ДЕКАБРЬ - латинское: December, от слова decem – десять. Потому как наш первый зимний месяц был у древних римлян десятым, за что и получил своё название. Понравилось вам путешествие по месяцам? (Ответы детей).
Постановка задачи
Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад «Старик Годовик». Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.
Словарная работа
В сказке нам встретятся такие слова как «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
«Знойно» - горячий
«душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.
5. Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
Воспитатель. Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы? - Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика (дети отвечают полным, развернутым ответом)
Дети. Из рукава старика - годовика вылетели месяцы.
Воспитатель: Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Дети: Времена года.
Воспитатель: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?
Дети: Это дни недели.
Воспитатель: Ребята, назовите дни недели.
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Дети: Это день и ночь.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
Воспитатель: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?
Дети: Год.
Воспитатель: Времена года следуют друг за другом и образуют год.
6. ФИЗМИНУТКА «Весенняя прогулка»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп!
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём. Подскоки на правой ноге
Подскоки на левой ноге
Бег на месте.
Прыжки на месте на обеих ногах
Присели.
Ходьба на месте.
Воспитатель: Ну, вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
Определение главной мысли сказки :
Воспитатель: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?
Дети: Потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
Воспитатель: Что сказочного?
Дети: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т. д.
Главная мысль, мораль.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? (Ответы детей)
Воспитатель: Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.
7. Итог НОД:
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- С каким автором вы сегодня познакомились?
- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что понравилось?
-Что показалось трудным?
-О чём сможете рассказать друзьям, родителям?