Папки-передвижки

Конструктивная деятельность как средство развития речи дошкольников

Ксения Боровик
Конструктивная деятельность как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Публикация «Конструктивная деятельность как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Я считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику.

Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма (от греч. didaktikos - поучительный) - нравоучительность, назидательность, не скрываемая автором воспитательная направленность его произведения, моралистическая тенденция, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д., что благотворно для детей с общим недоразвитием речи.

В логопедической группе ведется совместная коррекционная работа логопеда и воспитателей с детьми, поэтому в коррекционной работе мы используем следующие виды технического конструирования : конструкторы - "Лего", деревянные конструкторы, крупный строительный материал и мелкий, кнопочные конструкторы и т. д. Особенно интересны последние. Кнопочные конструкторы обладают такими качествами, которые позволяют проводить занятия очень интересно, эмоционально, с большей пользой, развивать речь, интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а также его личностные качества.

Играя с конструкторами "Лего" - от детей требуется умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов.

Включение детей в систематическую конструктивную деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

На начальном этапе проблемы связаны с неразвитостью мелкой моторики, слабой ориентировкой в пространстве. В нашей группе есть графический модели, по которым дети учатся строить предметы, а так же много мелких игрушек, изображающих людей, животных, транспорт. Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для тигра, не вообще домик, а домик для гномика. Выполняют дети постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Африканские звери заболели" - строим самолет для доктора Айболита.

При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Пример: при строительстве дома или крепости до детей доводятся сведения о том, что дом начинаем строить с фундамента и заканчиваем крышей) Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.

Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета. Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции. Для этой работы используются "графические модели". Дошкольники учатся анализировать их, размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер. В них включаются элементы экспериментирования. Воспитатели и логопед ставят детей в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения задачи и его исправления. Эти занятия носят познавательный характер. На них идет обсуждение тем, связанных с тематикой совместной деятельности с логопедом - "Дом и его части", "Домашние животные", "Мебель". Наши воспитанники изучают данные темы и учатся создавать их технические аналогии. Так же воспитатели нашей группы используют технологию изготовления поделок из соленного теста, пластилина. Данная технология не только развивает руку ребенка, но и пополняет его речь глагольными формами (скатать, раскатать, прилепить, примазать, залепить, качественными прилагательными, упражняет в назывании предлогов.

Можно много говорить об активизации речи при изготовлении коллективных работ. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. На подобных занятиях меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь. Уже к середине учебного года становятся заметны позитивные изменения в планирующей речи детей. Индивидуальные беседы, вопросы, рассматривание картин способствуют расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали процесс изготовления поделок.

Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, воспитатели и логопед помогают воспитанникам понять окружающий мир и свое место в этом мире. В результате целенаправленной системы обучения детей с нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики их речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.

Публикации по теме:

Конструктивная деятельность как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста Детское конструирование. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Тема: "Путешествие в мир Театралию"Цель: вызвать интерес к театрально-игровой.

Информационный буклет для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников» Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является.

Конструктивная деятельность из строительного материала — эффективное средство развития дошкольников Конструктивная деятельность из строительного материала, эффективные средства развития дошкольников Аннотация: в статье рассказывается о.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов дошкольников» Цель:повышение компетентности родителей в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Составитель: музыкальный руководитель Христенко.

Проектная деятельность «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Проектная деятельность «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» «Сказкотерапия - как средство развития речи дошкольников». Тип проекта: долгосрочный, творческий Участники проекта: воспитатель, дети.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструктивная деятельность как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 21:52
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструктивная деятельность как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Боровик (УИ 1126461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД