Чиркова Елена
Конструктивная деятельность из строительного материала — эффективное средство развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конструктивная деятельность из строительного материала, эффективные средства развития дошкольников
Аннотация: в статье рассказывается о методах и приемах работы по конструктивной деятельности с детьми в детском саду.
Ключевые слова: дошкольная организация, творческие способности, конструирование.
Публикация «Конструктивная деятельность из строительного материала — эффективное средство развития дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Под конструированием принято подразумевать одну из разновидностей деятельности, носящей практический характер. В качестве основной цели рассматривается конкретный целостный предмет, полученный путем соединения разрозненных элементов. Термин «конструирование» позаимствован из латинского языка. Слово «construere» означает не что иное, как расположение разнообразных предметов и отдельных частей в строго определенном порядке.
Детское конструирование ориентировано на сборку миниатюрных конструкций и построек. Успешный результат достигается при правильном
взаимном расположении деталей и применении соответствующих способов соединения отдельных частей. К детскому конструированию также относятся плоскостные аппликации и всевозможные поделки, изготовление которых включает в себя элементы конструктивной деятельности.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, З. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и др.) посвященных детскому конструированию отводится большая роль. По мнению этих исследователей, конструирование из строительного материала активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития дошкольников. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, это позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка : нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника. Но самое главное заключается в том, что конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков, у которых в других видах деятельности руки «не слушаются», и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника данного возраста.
Средний дошкольный возраст.
Задачи.
1. Закреплять умение называть разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма) и архитектурные формы (купола, крыши, двери, лестницы, окна).
2. Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.
3. Закреплять конструктивные умения : соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать приёмы соединения.
4. Закреплять и расширять словарь ребё нка специальными понятиями: масштаб, фактура, пластика, пропорция.
5. Воспитывать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.
Особенности обучения. В средней группе дети учатся самостоятельно определять этапы выполнения будущей постройки, что является важным фактором в учебной деятельности. Дети, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
В среднем возрасте активно используют прием показа воспитателем, т. к. у детей еще не имеется достаточного опыта конструирования, так же предлагаю выполнять задания по условиям, которые усложняются, например (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаю вопросы: «С чего начнешь? На какую деталь конструктора похожи колеса? (показываю на фотографию). Какие детали положишь на колеса? Сколько кирпичиков?» и т. д. (технология сотрудничества).
По мере накопления конструктивного опыта знакомят детей с новым видом конструирования – по условию. Обучение этому способу конструирования содействует у детей развитию поисковой деятельности. При обучении данному способу конструирования целесообразно применять технологию исследовательской деятельности. Детям предлагают решать практические задачи: построй домик для низкой и высокой матрешки, построй мост для низкого и высокого корабля, построй мост для узкой и широкой реки и т. д.
В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. При работе с бумагой развивается воображение у детей. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, стать частью костюма для сказочного персонажа и т. д. Вариантов использования конуса множество. Необходимо только на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации. Необычные поделки получаются в такой, достаточно сложной технике, как оригами, которая требует огромного внимания, терпения и аккуратности со стороны детей. Ведь неровно сложенные углы не позволят получить им желанный результат. Первоначальным этапом обучения технике оригами в средней группе является овладение детьми самыми простыми исходными формами. Для начала нужно показать, как складывать квадрат, объяснить названия сторон, что такое углы и центр.
Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приёмов работы с бумагой. Этот вид позволяет создавать объёмные конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок.
Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи определённого характера образа). Приёмы аппликации в данном случае могут выступать как основные средства работы, так и дополнительные. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.).
Проводимые с детьми занятия должны вызывать у малышей интерес. Выполнение этой задачи всецело зависит от профессионализма и уровня подготовки воспитателя. Во время прогулок с дошкольниками желательно выделять время для ознакомления детей с типами сооружений, разновидностями транспортных средств и т. д. Помимо общей структуры целесообразно обращать внимание ребят на методы крепления отдельных элементов, находить определенные сходства и отличия. В процессе комментирования увиденного дети учатся анализировать собственные действия и оценивать результаты сверстников.
Нельзя не отметить и важность коллективного труда, способствующего развитию чувства товарищества. Совместное обдумывание задачи, подборка материалов и распределение работы раскрывают перед детьми преимущества ответственного подхода, основными признаками которого являются трудолюбие и организованность.
Все, задуманные замыслом детей постройки и сооружения, следует выстраивать, и предельно конкретными, и предельно абстрактными, так как они должны обладать не только развитым пространственным воображением, но и высокой степенью гибкости мышления, которое проявляется не только в умении мысленно создавать различные вариации общей схемой постройки, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно.
Таким образом, мы пришли к выводу, что конструктивная деятельность средних дошкольников способствует развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, наблюдательности и воли.
Список литературы
1. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста / Н. В. Дятлова // Молодой ученый. – 2016. – № 14. – С. 536-537.
2. Коноваленко, С. В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С. В. Коноваленко. – М. : Детство-Пресс, 2014. – 112 с.
3. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 76 с.
4. Павлова, О. В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Подготовительная группа. Комплексные занятия / О. В. Павлова. – М. : Учитель, 2014. – 188 с.
5. Скичко, О. В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста / О. В. Скичко. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/625394/.
6. Стругаева, В. В. Особенности конструктивной деятельности детей дошкольного возраста / В. В. Стругаева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_ humanities/1(40). pdf.