МААМ-картинки

Конструкт урока окружающего мира в 4 классе на основе интерактивной технологии «Природные зоны России. Тайга»

Галина Кашина
Конструкт урока окружающего мира в 4 классе на основе интерактивной технологии «Природные зоны России. Тайга»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока: «Природные зоны России. Тайга»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

содержательная: сформировать систему понятий по теме «Тайга»;

деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний, формировать навыки сотрудничества в команде.

Задачи урока:

• Учить формулировать ассоциации по теме на основе имеющегося опыта учащихся;

• Упражнять в смысловом чтении учебного текста;

• Расширять и обогащать словарный запас обучающихся;

• Развивать связную устную речь обучающихся.

Публикация «Конструкт урока окружающего мира в 4 классе на основе интерактивной технологии „Природные зоны России, Тайга“» размещена в разделах

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, Плешаков, Новицкая, УМК «Перспектива», тетрадь на печатной основе, индивидуальные карточки с утверждениями по теме урока, карточки с текстами по теме урока, интерактивная доска, иллюстрация «тайга» (вид сверху).

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий, к волевому усилию для выполнения индивидуального задания);

• способность выполнять задания за определенный промежуток времени, заданный учителем;

• уметь оперативно перестраиваться, создавать новые пары;

• коррекция (внесение необходимых корректив в выполненную работу).

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную.

познавательные

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире;

• формулировать познавательную цель;

• анализ с целью выделения существенных и не существенных признаков понятия Тайга;

• анализ информации;

• сравнение предложенной информации с личным опытом;

• самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера;

• смысловое чтение, (извлекать необходимую информацию из прочитанного текста);

• умение строить речевое высказывание о природной зоне тайга; сжато передавать содержание текста;

• доказывать;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• осуществлять синтез как составление целого из частей.

коммуникативные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

1. Мотивационный этап.

Цель: обращение к личному опыту учащихся для «открытия нового знания».

Приём Джот Тотс («Запиши мысли»). Учитель на доске прикрепляет карточку со словом ТАЙГА.

- Возьмите все по четыре листочка бумаги. Придумайте одно слово или словосочетание, связанное с понятием «ТАЙГА».

- Проговорите это слово или словосочетание громко для членов вашей команды и запишите его на одном листочке бумаги.

- Положите листочек на центр стола, лицевой стороной вверх, не закрывая листочки других членов команды.

- Предположите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Ученики выполняют все указания учителя. На середине стола появляется 16 карточек с ассоциациями о понятии «ТАЙГА». Высказывают предположения о содержании деятельности на уроке.

2. Актуализация знаний по теме и осуществление пробного действия.

Цель: обобщение личного опыта учащихся для «открытия нового знания».

Приём Тик-Тэк-Тоу («Крестики-нолики»).

- Все вместе выберите 9 наиболее удачных, на ваш взгляд, слов или словосочетаний и разложите их в формате 3х3.

- Теперь каждый член команды составляет по 2 предложения, используя для каждого по три карточки либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали, чтобы эти понятия взаимодействовали.

Приём Континиус раунд Робин

- Первый участник команды называет слова или словосочетания, которые использовал в первом предложении, затем зачитывает предложения.

- Второй участник проделывает то же самое. Третий и четвертый также зачитывают по одному предложению.

- Затем снова первый участник называет слова, которые использовал для второго предложения и зачитывает предложения. И так все по кругу.

Итог: у каждого ученика составлено 2 предложения о тайге с использованием выбранных слов. Затем выбирают два предложения, наиболее точно характеризующие понятие ТАЙГА, и зачитывают их вслух для всего класса.

Высказывают предположения о содержании деятельности на уроке.

3. Выявление затруднения.

Цель: выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Приём Эй Ар Гайд («До и после»).

Учитель предлагает детям карточку с утверждениями, где дети еще до изучения нового материала должны согласиться или не согласиться с предложенными утверждениями. Назначает время выполнения задания.

Индивидуальная работа: читают утверждения и ставят знаки «+» или «-» в зависимости от того, согласны или не согласны с утверждениями.

Утверждения могут быть следующими:

1. Природная зона «Тайга» проходит широкой полосой по территории Сибири.

2. Для тайги характерны суровая продолжительная зима и теплое, но короткое лето.

3. Большинство деревьев тайги – лиственные.

4. Дуб и ясень являются растениями тайги.

5. В тайге можно встретить бурого медведя, амурского тигра и сайгака.

6. Тайга богата полноводными реками, в которых в большом количестве водятся ценные виды рыб.

Учитель задаёт вопросы:

- Легко ли вам было?

- Кто затруднялся?

- В чем было затруднение?

4. Целеполагание. Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений.

Цель: Осознание процесса учения.

- Назовите цели сегодняшнего урока.

- Предложите план выхода из затруднений. Предположите, где вы будете добывать информацию, чтобы дать точные ответы на эти вопросы.

- Вы можете после нашего урока дополнить свои знания, побеседовав с родителями, другими взрослыми, прочитав энциклопедию, посмотрев телепередачу.

- А на уроке вы воспользуетесь текстовой информацией, а также обогатите свои знания, общаясь с партнерами.

Дети высказывают предположения о возможных источниках информации.

5. Реализация выбранного плана и первичное закрепление.

Цель: Получение и усвоение нового знания. Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового знания.

Словарная работа

Каждому ученику выдаётся лист, на котором с одной стороны напечатан текст, а с другой – слова, которые встретятся в тексте и которые могут быть непонятны детям: климат, подлесок, морошка, брусника, голубика, ежевика, щавель, черемша, женьшень, лимонник, куница, росомаха, соболь, косуля. Рядом – картинки и пояснения.

Дети индивидуально работают со словами, устанавливают соответствие, т. е. соединяют слово с картинкой и пояснением. Затем в команде по кругу зачитывают каждый по 1 слову с пояснением по кругу. Если нужно, исправляют ошибки. Затем сверяют выполненную работу с образцом на доске, высказываются о правильности выполнения.

Работа с текстом.

Учитель организует работу обучающихся с учебным текстом.

Затем – образование новых пар и пересказ прочитанного текста друг другу в парах.

Каждый самостоятельно читает текст в течение определённого времени.

Прием: Инсайд-Аутсайд-Сёкл («Внутренний и внешний круг»). Дети строятся в два круга внутренний и внешний, при этом партнёры по лицу встают напротив друг друга. Круги двигаются в разных направлениях до определённого момента. Таким образом получились новые пары. Партнёры по очереди пересказывают друг другу текст, каждый в течение одной минуты.

Учитель задаёт вопрос нескольким ученикам: «Что рассказал вам ваш партнёр о тайге?»

Дети, слушающие своих партнеров, кратко излагают полученную от них информацию.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Цель: систематизация и обобщение знаний.

Учитель предлагает вернуться к карточке с утверждениями по теме урока и ответить на вопросы с позиции полученных на уроке знаний.

Дети отмечают верные и неверные утверждения, комментируют свои ответы, доказывают правильность.

Учитель выводит на экран эталон работы.

1. Природная зона «Тайга» проходит широкой полосой по территории Сибири. -

2. Для тайги характерны суровая продолжительная зима и теплое, но короткое лето. +

3. Большинство деревьев тайги – лиственные. -

4. Дуб и ясень являются растениями тайги. -

5. В тайге можно встретить бурого медведя, амурского тигра и сайгака. -

6. Тайга богата полноводными реками, в которых в большом количестве водятся ценные виды рыб. +

Дети сравнивают с эталоном, вносят коррективы при необходимости, высказываются о допущенных ошибках. Сдают выполненную работу.

Учитель собирает работы детей и оценивает по следующим критериям:

1. Заполнены оба столбца знаками «+» и «-».

2. Найдены верные ответы.

3. Правильные ответы получены с первой попытки или после проверки по эталону.

7. Включение в систему знаний и умений.

Цель: развивать умение находить новые связи в изучаемом явлении; пополнять словарный запас в ходе учебного сотрудничества.

Учитель предлагает детям выполнить творческое задание: на экране фотография тайги вид сверху.

- Обсуждая с партнёром «по плечу», в течение одной минуты составьте список слов или словосочетаний характеризующих данное изображение, НО! нельзя называть такие слова:

хвойные деревья

суровый климат

полноводные реки

бурый медведь

амурский тигр

морошка

брусника

Дети работают с партнёром «по плечу», выполняют задание в течение одной минуты. Далее в своей команде проговаривают составленный список слов и словосочетаний. Команды по очереди называют по одному слову или словосочетанию.

8. Постановка домашнего задания.

Цель: закрепить и расширить знания о природной зоне, уметь структурировать информацию.

Приготовить картинки животных и растений тайги, а также небольшие тексты для создания стенгазет, коллажей на тему «Растительный и животный мир тайги» (по группам). Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы на понимание. Распределяют задание между членами команды.

9. Итог урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Ученики при помощи QR-кодов отвечают на вопросы, созданные учителем в программе Plickers.

Учитель использует прием «Рефлексивная мишень».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…» Чеснокова Лариса Рахимовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Первая квалификационная.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт урока окружающего мира в 4 классе на основе интерактивной технологии «Природные зоны России. Тайга»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 13:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт урока окружающего мира в 4 классе на основе интерактивной технологии «Природные зоны России. Тайга»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД