Галина Кашина
Конструкт урока окружающего мира в 4 классе на основе интерактивной технологии «Природные зоны России. Тайга»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: «Природные зоны России. Тайга»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
содержательная: сформировать систему понятий по теме «Тайга»;
деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний, формировать навыки сотрудничества в команде.
Задачи урока:
• Учить формулировать ассоциации по теме на основе имеющегося опыта учащихся;
• Упражнять в смысловом чтении учебного текста;
• Расширять и обогащать словарный запас обучающихся;
• Развивать связную устную речь обучающихся.
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Природные зоны Земли
- Тайга
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, Плешаков, Новицкая, УМК «Перспектива», тетрадь на печатной основе, индивидуальные карточки с утверждениями по теме урока, карточки с текстами по теме урока, интерактивная доска, иллюстрация «тайга» (вид сверху).
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий, к волевому усилию для выполнения индивидуального задания);
• способность выполнять задания за определенный промежуток времени, заданный учителем;
• уметь оперативно перестраиваться, создавать новые пары;
• коррекция (внесение необходимых корректив в выполненную работу).
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную.
познавательные
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире;
• формулировать познавательную цель;
• анализ с целью выделения существенных и не существенных признаков понятия Тайга;
• анализ информации;
• сравнение предложенной информации с личным опытом;
• самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера;
• смысловое чтение, (извлекать необходимую информацию из прочитанного текста);
• умение строить речевое высказывание о природной зоне тайга; сжато передавать содержание текста;
• доказывать;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• осуществлять синтез как составление целого из частей.
коммуникативные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
• слушает и понимает речь других;
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
1. Мотивационный этап.
Цель: обращение к личному опыту учащихся для «открытия нового знания».
Приём Джот Тотс («Запиши мысли»). Учитель на доске прикрепляет карточку со словом ТАЙГА.
- Возьмите все по четыре листочка бумаги. Придумайте одно слово или словосочетание, связанное с понятием «ТАЙГА».
- Проговорите это слово или словосочетание громко для членов вашей команды и запишите его на одном листочке бумаги.
- Положите листочек на центр стола, лицевой стороной вверх, не закрывая листочки других членов команды.
- Предположите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Ученики выполняют все указания учителя. На середине стола появляется 16 карточек с ассоциациями о понятии «ТАЙГА». Высказывают предположения о содержании деятельности на уроке.
2. Актуализация знаний по теме и осуществление пробного действия.
Цель: обобщение личного опыта учащихся для «открытия нового знания».
Приём Тик-Тэк-Тоу («Крестики-нолики»).
- Все вместе выберите 9 наиболее удачных, на ваш взгляд, слов или словосочетаний и разложите их в формате 3х3.
- Теперь каждый член команды составляет по 2 предложения, используя для каждого по три карточки либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали, чтобы эти понятия взаимодействовали.
Приём Континиус раунд Робин
- Первый участник команды называет слова или словосочетания, которые использовал в первом предложении, затем зачитывает предложения.
- Второй участник проделывает то же самое. Третий и четвертый также зачитывают по одному предложению.
- Затем снова первый участник называет слова, которые использовал для второго предложения и зачитывает предложения. И так все по кругу.
Итог: у каждого ученика составлено 2 предложения о тайге с использованием выбранных слов. Затем выбирают два предложения, наиболее точно характеризующие понятие ТАЙГА, и зачитывают их вслух для всего класса.
Высказывают предположения о содержании деятельности на уроке.
3. Выявление затруднения.
Цель: выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Приём Эй Ар Гайд («До и после»).
Учитель предлагает детям карточку с утверждениями, где дети еще до изучения нового материала должны согласиться или не согласиться с предложенными утверждениями. Назначает время выполнения задания.
Индивидуальная работа: читают утверждения и ставят знаки «+» или «-» в зависимости от того, согласны или не согласны с утверждениями.
Утверждения могут быть следующими:
1. Природная зона «Тайга» проходит широкой полосой по территории Сибири.
2. Для тайги характерны суровая продолжительная зима и теплое, но короткое лето.
3. Большинство деревьев тайги – лиственные.
4. Дуб и ясень являются растениями тайги.
5. В тайге можно встретить бурого медведя, амурского тигра и сайгака.
6. Тайга богата полноводными реками, в которых в большом количестве водятся ценные виды рыб.
Учитель задаёт вопросы:
- Легко ли вам было?
- Кто затруднялся?
- В чем было затруднение?
4. Целеполагание. Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений.
Цель: Осознание процесса учения.
- Назовите цели сегодняшнего урока.
- Предложите план выхода из затруднений. Предположите, где вы будете добывать информацию, чтобы дать точные ответы на эти вопросы.
- Вы можете после нашего урока дополнить свои знания, побеседовав с родителями, другими взрослыми, прочитав энциклопедию, посмотрев телепередачу.
- А на уроке вы воспользуетесь текстовой информацией, а также обогатите свои знания, общаясь с партнерами.
Дети высказывают предположения о возможных источниках информации.
5. Реализация выбранного плана и первичное закрепление.
Цель: Получение и усвоение нового знания. Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового знания.
Словарная работа
Каждому ученику выдаётся лист, на котором с одной стороны напечатан текст, а с другой – слова, которые встретятся в тексте и которые могут быть непонятны детям: климат, подлесок, морошка, брусника, голубика, ежевика, щавель, черемша, женьшень, лимонник, куница, росомаха, соболь, косуля. Рядом – картинки и пояснения.
Дети индивидуально работают со словами, устанавливают соответствие, т. е. соединяют слово с картинкой и пояснением. Затем в команде по кругу зачитывают каждый по 1 слову с пояснением по кругу. Если нужно, исправляют ошибки. Затем сверяют выполненную работу с образцом на доске, высказываются о правильности выполнения.
Работа с текстом.
Учитель организует работу обучающихся с учебным текстом.
Затем – образование новых пар и пересказ прочитанного текста друг другу в парах.
Каждый самостоятельно читает текст в течение определённого времени.
Прием: Инсайд-Аутсайд-Сёкл («Внутренний и внешний круг»). Дети строятся в два круга внутренний и внешний, при этом партнёры по лицу встают напротив друг друга. Круги двигаются в разных направлениях до определённого момента. Таким образом получились новые пары. Партнёры по очереди пересказывают друг другу текст, каждый в течение одной минуты.
Учитель задаёт вопрос нескольким ученикам: «Что рассказал вам ваш партнёр о тайге?»
Дети, слушающие своих партнеров, кратко излагают полученную от них информацию.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Цель: систематизация и обобщение знаний.
Учитель предлагает вернуться к карточке с утверждениями по теме урока и ответить на вопросы с позиции полученных на уроке знаний.
Дети отмечают верные и неверные утверждения, комментируют свои ответы, доказывают правильность.
Учитель выводит на экран эталон работы.
1. Природная зона «Тайга» проходит широкой полосой по территории Сибири. -
2. Для тайги характерны суровая продолжительная зима и теплое, но короткое лето. +
3. Большинство деревьев тайги – лиственные. -
4. Дуб и ясень являются растениями тайги. -
5. В тайге можно встретить бурого медведя, амурского тигра и сайгака. -
6. Тайга богата полноводными реками, в которых в большом количестве водятся ценные виды рыб. +
Дети сравнивают с эталоном, вносят коррективы при необходимости, высказываются о допущенных ошибках. Сдают выполненную работу.
Учитель собирает работы детей и оценивает по следующим критериям:
1. Заполнены оба столбца знаками «+» и «-».
2. Найдены верные ответы.
3. Правильные ответы получены с первой попытки или после проверки по эталону.
7. Включение в систему знаний и умений.
Цель: развивать умение находить новые связи в изучаемом явлении; пополнять словарный запас в ходе учебного сотрудничества.
Учитель предлагает детям выполнить творческое задание: на экране фотография тайги вид сверху.
- Обсуждая с партнёром «по плечу», в течение одной минуты составьте список слов или словосочетаний характеризующих данное изображение, НО! нельзя называть такие слова:
хвойные деревья
суровый климат
полноводные реки
бурый медведь
амурский тигр
морошка
брусника
Дети работают с партнёром «по плечу», выполняют задание в течение одной минуты. Далее в своей команде проговаривают составленный список слов и словосочетаний. Команды по очереди называют по одному слову или словосочетанию.
8. Постановка домашнего задания.
Цель: закрепить и расширить знания о природной зоне, уметь структурировать информацию.
Приготовить картинки животных и растений тайги, а также небольшие тексты для создания стенгазет, коллажей на тему «Растительный и животный мир тайги» (по группам). Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы на понимание. Распределяют задание между членами команды.
9. Итог урока. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
Ученики при помощи QR-кодов отвечают на вопросы, созданные учителем в программе Plickers.
Учитель использует прием «Рефлексивная мишень».