Гайнанова Алена Викторовна
Конструкт по составлению описательного рассказа с использованием мнемоквадрата «Деревья зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательного рассказа с использованием мнемоквадрата.
Задачи:
Обучающие: учить детей обозначать характерные особенности зимы с помощью условных обозначений, составлять короткие описательные рассказы «Деревья зимой» с использованием мнемоквадрата.
Публикация «Конструкт по составлению описательного рассказа с использованием мнемоквадрата „Деревья зимой“» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Мнемотехника и мнемотаблицы
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивающие: продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. Активизировать и обогащать словарь.
Воспитательные: воспитывать элементарные навыки социального поведения, нравственно-эстетические качества: дружеские отношения между детьми, желание прийти на помощь, умение слушать собеседника.
Предварительная работа:
– Наблюдение за деревьями на участке детского сада и работа в фенологическом календаре.
– Труд на участке зимой.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Форма организации: групповая НОД
Форма совместной деятельности: речевая деятельность
Оборудование: игрушка Лунтик, снежинка, фрагмент мультфильма «Лунтик» 184 серия «Первый снег».
Методы:
Словесные: художественные средства, беседы.
Наглядные: мнемоквадраты к рассказу, картинки с изображением зимних явлений.
Предполагаемый результат: Дети проявляют инициативу, взаимодействуют со сверстниками и педагогом, умеют договариваться, проявляют умение слушать и слышать других. Дети освоили приемы мнемотехники при составлении рассказа. Выражают свои мысли.
Ход работы:
Этапы
деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемые результаты
1 этап. Организационно-мотивационный: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности
Дети сидят на стульчиках.
Приветствие.
Мотивация. Воспитатель: Ребята, Вы любите смотреть телевизор, посмотрите внимательно на экран.
Показ начала мультфильма «Лунтик» 184 серия «Первый снег»
Воспитатель: - Сегодня Лунтик пришел к нам на занятие и просит вас, чтобы вы рассказали ему о зиме. Расскажете Лунтику? Садитесь на стулья. Дети здороваются
Эмоционально откликаются
Да, расскажем Лунтику
Садятся на стулья Дети мотивированы
Готовы к общению со взрослым
Дыхательная гимнастика Воспитатель: ребята предлагаю вам поиграть со снежинкой. Выполняют упражнение «подуем на снежинку». Укрепление здоровья детей, дыхательной системы
Положительная мотивация на игровую деятельность
Вводная беседа Воспитатель: - Ребята, а вы хотите рассмотреть снежинку? Давайте расскажем Лунтику - какая она снежинка.
- Какая снежинка по цвету?
- Какая снежинка по форме?
- На снежинке рисунок – узор. Значит, она какая?
- Какая она: тяжелая или легкая?
- Саша, тебе нравится снежинка? Значит она какая?
- А как вы думаете, что снежинки умеют делать? Рассматривают снежинку
Снежинка белая
Снежинка круглая
Снежинка узорчатая
Снежинка легкая
Снежинка красивая
Снежинки умеют: кружится, таять, летать, падать. Проявляется познавательный интерес
Обогащение словарного запаса детей
Беседа с детьми Воспитатель: стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Слушают небольшой рассказ о деревьях. Развитие внимания
2 этап. Информационно- аналитический: актуализация знаний, анализ имеющейся текстовой и визуальной информации. Дети и воспитатель перемаются на ковер в игровое пространство.
Вопросы детям Воспитатель:
- как человек может помочь деревьям пережить зиму?
- Какие части есть у дерева?
- Зимой тополь и берёза стоят без листьев?
- а ёлка?
Молодцы, ребята! Как хорошо вы отвечали на вопросы. Саша отвечает: можно укутать их ствол у земли (так бабушка на даче делает);
Маша отвечает: у деревьев есть ствол, ветки, корень;
Лера отвечает: береза и тополь стоят голые без листьев;
Ксюша отвечает: Елка зимой остается зеленая, она не сбрасывает свои иголки Речевая активность детей
Ирга
«Собери картинку». Раздаются детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимние деревья.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, учитель дает зрительную опору в виде целой картинки.
- Расскажите, что получилось после того, как вы сложили картинку.
Сравни свое изображение с целой картинкой. Дети выполняют задание. Собирают разрезные картинки. Формируется наблюдательность, точность
3 этап. Практический: применение полученных представлений, сформированных умений в практической деятельности.
Физкультминутка
«Деревья»
Воспитатель: А сейчас ребята ми с вами разомнёмся. Вставайте все на ножки.
Посадил лесник деревья. Они были маленькие. Лесник за ними ухаживал, поливал. Солнышко согрело своими лучиками. Деревья стали расти. Становились всё выше, сильней. Ветки раскинулись во все стороны. Подул ветерок - деревья покачивают своими веточками. Подул сильный ветер – раскачал дерево. Гнётся дерево в разные стороны.
Во время выполнения звучит музыка тихая спокойная - слегка качаются деревья, сильная – деревья гнуться в разные стороны Выполняют движения, которое показывает Полина. (заранее выучили с ней физминутку)
Снятие напряжения эмоционально-физическая разрядка
Составление описательного рассказа с использованием мнемоквадрата «Деревья зимой» Воспитатель: - Ребята я вам предлагаю посмотреть на зимнюю картину.
- Что на ней изображено? Какое время года?
- А как вы догадались, что зима?
- Как мы может красиво сказать?
- Что ещё вы видите на картинке?
- Какие деревья?
- Какие стоят деревья?
-А почему голые?
- Что лежит на ветвях?
Воспитатель предлагает ребятам выйти и рассказать рассказ с опорой на мнемоквадрат.
Смотрят на картинку.
Оль отвечает: Зима
Ваня отвечает: кругом лежит снег.
Наступила зима- дети отвечают хором.
Отвечает Полина-Ёлка, берёзки.
Миша отвечает- голые
Маша отвечает- Зимой деревья спят.
Марк отвечает- Снег. На ветвях лежит снег.
Д: наступила зима. Зимой деревья спят. На ветвях лежит снег. Ребята катаются на санках и коньках. Умение составлять рассказ с опорой на мнемоквадрат
Задание «Конструирование зимнего дерева» Предложить каждому ученику сложить целое дерево из отдельных частей.
Один ученик выкладывает дерево на доске.
Проверка:
- Что у вас получилось?
- Что есть у дерева?/ствол, ветви, корни/
- Что не хватает дереву? /листьев. Зимой на деревьях нет листьев. Зимой деревья стоят голые. Выполняют задание в группах. Собирают дерево из конструктора. Закрепление командной работы
Дидактические игры
«Один – много» У вас изображена, какая- то часть дерева.
- Вы её называете, начиная фразу со слова. У меня ствол.
- На доске выложены картинки с изображение частей дерева, но только во множественном числе. Вы должны выбрать ту картинку, на которой изображено много.
Каждому ребенку предлагается предметная картинка с изображением одной части дерева.
воспитатель предлагает каждому ребенку показать свою картинку, назвать её, выбрать соответствующую картинку во множественном числе.
Например: «У меня ствол. Мне нужны стволы»
Разбирают картинки
Выполняют задание воспитателя.
Маша отвечает: у меня ветка. Мне нужны ветки.
Ариша отвечает: у меня корень. Мне нужны корни. И т. д. Активизация связной речи
4этап. Заключительный: подведение итогов, оценка результатов деятельности.
Заключительная беседа - О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Сколько деревьев у нас было на занятии? Назовите их по порядку.
- Какой по счёту тополь?
- Какое дерево стоит между тополем и ёлкой?
- А перед берёзой?
- После берёзы? Дети: О деревьях зимой.
зимнее дерево на нем нет листьев, а на летних деревьях есть листочки зеленого цвета.
Береза., елка, тополь.
Д: тополь третье дерево по счету
Д: между тополем и елкой стоит береза
Д: переде берёзой стоит тополь
А после березы стоит елка
Подведение итогов Мы сегодня научились рассказывать о зиме по таблице, - Молодцы! Ребята Лунтик благодарит вас за помощь. Он теперь знает, что такое зима. Он хочет пойти с вами на прогулку, поиграть в снежки
Дети радуются, что смогли помочь Лунтику.
Возникли положительные эмоции от деятельности.