юлия дементьева
Конспект по речевому развитию «Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
№ 20 «Колокольчик» Курского муниципального района Ставропольского края
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию
Тема: «Составление описательного рассказа о насекомых, с использованием схемы».
старшая группа
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; физическое развитие; познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект по речевому развитию „Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Цели: развитие связной речи у детей, расширение представлений о насекомых.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор картинки с изображением насекомых, муляжи насекомых, снежинки с загадками, сказочный ларец, декорация сказочного леса, план схема.
1 Организационный момент.
Задачи: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение участвовать в совместной деятельности - Здравствуйте! Я - лесная фея. Рада видеть вас в моем сказочном лесу! Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом хорошим настроением!
Дети становятся в круг и, держась за руки, делятся друг с другом позитивным настроем. Звучит легкая музыка.
Разгадывание загадок.
Беседа.
Задачи: вызвать эмоциональный отклик, желание помочь;
учить внимательно слушать и запоминать загадки;
развивать память, внимание, словесно- логическое мышление.
Разделы областей:
социализация, развитие общения, нравственное воспитание
приобщение к художественной литературе;
ознакомление с миром природы.
Планируемые результаты:
Дети проявляют готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
разгадав загадки, обобщают ответы и делают вывод, что речь идет о насекомых;
обладают элементарными представлениями из области живой природы - Чувствую, что вы очень добрые и смышленые ребята. Думаю, вы сможете мне помочь. Моя гостья – Зима, в разговоре синички и снегиря (вы ведь знаете, кто это, услышала незнакомое для себя слово и попросила меня рассказать, что оно означает. Но дело в том, что она не может вспомнить услышанное ею слово.
-Ребята, попробуем догадаться, какое же слово услышала Зима?
- Посмотрите, какой необычный снежный сугроб. Возможно, в нем мы найдем подсказу? Сейчас я взмахну волшебной палочкой, а вы поможете мне произнести волшебные слова: «Тайну нам свою открой;
Что под снежной пеленой?»
Фея берет с сугроба по одной снежинке и читает загадки:
Она ярка, красива, Изящна, легкокрылая.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
И ещё кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка).
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)
Лесная фея обращает внимание детей на экран.
-Перечислите отгадки. Что их объединяет? Как можно назвать одним словом тех, кто здесь изображен?
-Молодцы, ребята! А вы знаете, почему Зима никогда не видела насекомых?
- Правильно, зимой насекомые спят, спрятавшись в укромных местах. Под взмах волшебной палочки, дети вместе с феей повторяют волшебные слова.
Дети отгадывают загадки.
Дети перечисляют насекомых на экране и называют их, одним словом.
Звучит волшебная музыка.
По мере отгадывания, на экране появляются изображения насекомых, о которых говорится в загадках.
Раздается вой вьюги и голос Зимы: - Спасибо, друзья! Но, кто такие насекомые? Почему я никогда и нигде их не встречала?
3 Работа с картинками.
Задачи: активизировать словарь по теме;
расширять представления о насекомых.
Разделы областей:
формирование словаря,
связная речь;
ознакомление с миром природы
Планируемые результаты:
Дети выражают свои мысли, используя речь в общении со взрослым и сверстниками;
проявляют любознательность;
умеют классифицировать представителей живой природы
- Посмотрите, на пеньке ларец. Интересно, что же в нем?
Давайте скажем волшебные слова:
«Ларчик, дверцу отвори.
Покажи нам, что внутри».
Лесная фея достает из ларца картинки с изображением насекомых, животных и птиц. Раскладывает их на пеньке.
- Возьмите каждый по одной картинке с изображением насекомых. Все картинки вы взяли? Какие из них оказались лишними? Почему? Встаньте так, чтобы всем было друг друга видно.
Назовите своих насекомых.
- а что вы знаете о насекомых?
Где они живут?
Как передвигаются? (Прыгают, летают, ползают).
Как общаются?
- Как вы думаете, ребята, умеют ли насекомые разговаривать?
- Не смотря на то, что у насекомых нет языка, как у нас с вами, они по-своему общаются между собой. И прекрасно друг друга понимают. Знаете ли вы, какие звуки издают насекомые?
- Одни насекомые издают звуки крыльями, другие – лапками.
Дети выбирают картинки с изображением насекомых.
Дети рассказывают, что они знают о насекомых. Звучит волшебная музыка.
4 Динамическая пауза: П/И «Кто как передвигается»
Задачи: развивать внимание;
продолжать формировать умение осознанно выполнять движения.
Разделы областей:
развитие речи;
физическая культура
Планируемые результаты:
обладают установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым, участвуют в совместных играх - Муравей ползает, а бабочка…
Гусеница ползает, а кузнечик….
Пчела летает, а таракан…
Сверчок прыгает, а муха…
Оса летает, а муравей…
Сороконожка ползает, а стрекоза….
дети отвечают и изображают движения насекомых (прыгают, летают, ползают)
5 Счет предметов.
Составление описательного рассказа при помощи плана -схемы.
Разделы областей:
развитие речи;
ознакомление с миром природы
Задачи:
закрепление счета
учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Лесная фея (достает из-под коряги муляжи насекомых:
- Ребята, посмотрите, кого я нашла! Расскажем Зиме об этих насекомых? А поможет нам в этом схема (помощница, на которой обозначено, о чем нужно рассказывать. Мы расскажем о них Зиме и обязательно вернем на место, чтобы они не замерзли. Давайте сосчитаем их, чтобы ни одного не потерять.
Воспитатель задает вопрос по каждому пункту схемы и просит детей дать полный ответ.
Воспитатель предлагает детям выбрать муляжи и составить по нему рассказ о насекомом, следуя пунктам схемы
Дети считают насекомых.
Рассказ по цепочке.
Один ребенок рассказывает поэтому же муляжу, используя схему.
Рассказ 1-2 детей с использованием плана- схемы.
6 П/И «Стрекоза»
Задачи:
закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом;
продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Разделы областей:
развитие речи;
физическая культура
Планируемые результаты:
Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в игре.
Дети могут контролировать свои движения и управлять ими. Лесная фея произносит текст:
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза.
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела. Дети выполняют движения по тексту
7 Игра: «Кого не стало»
Задачи:
развивать память, внимание Лесная фея раскладывает на пеньке насекомых и просит ребят их запомнить. Затем дети закрывают глаза, и фея поочередно убирает по одному насекомому. Каждый раз, открывая глаза, дети должны угадать, какое насекомое спрятала фея.
8 Рефлексия.
Задачи:
обобщить, полученные детьми, знания;
вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности
- Ребята, о ком мы сегодня рассказали Зиме? Что нового вы узнали? Чему научились?
- Скажите, что вам помогало составлять рассказ? (схема-помощница). Что показалось вам особенно интересным?
- а я узнала, что в вашем детском саду растут очень умные и дружные ребята. Вы отлично работали вместе и поэтому у вас все получилось. Вы молодцы!
Дети отвечают на вопросы лесной феи, высказываются о том, что им больше всего понравилось. Звучит запись голоса Зимы. Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и обещает позаботиться о них, укутав снежным одеялом все деревья и коряги, в которых они спрятались до весны.