Ирина Михайловна Ткацкая
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в город красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 87 комбинированного вида»
Конструкт
организации непосредственно-образовательной деятельности
с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Номинация «Организация работы по коррекции нарушений развития у детей с ОВЗ»
Составитель:
Ткацкая Ирина Михайловна
учитель-логопед Детского сада №87
г. Каменск-Уральский
Публикация «Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Путешествие в город красивой речи“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Группа : компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная подгруппа)
Тема: «Путешествие в город красивой речи»
Образовательная область: речевое развитие
Форма организации: подгрупповая.
Средства обучения:
Материалы и оборудование: ноутбук,телевизор, колонка SVEN, флеш- носители, мягкие модули, куклы, снежинки, снежок, мольберт, декорации города красивой речи, ширма-домик, запись электронного письма «Обращением Снежинки к детям», дидактические пособия: конверты с заданиями, схема звуков.
Предварительная работа: Разучить с детьми сказку «Лесная школа для зверей» Ткацкой И. М
Учебно-методический комплект :
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки РФ, приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
• «Программа логопедической работы с заикающимися детьми». Мироновой С. А., 2010г
Планируемый результат: Дети выполняют упражнения на координацию речи с движением, согласовывают движения артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, выполняют упражнения на дыхание и силу голоса, умеют выполнять упражнения регулирующие мышечный тонус, образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, умеют подбирать эпитеты от существительного к прилагательному, демонстрируют умение выражать свое эмоциональное состояние и состояние персонажа в жестах, мимике, движениях, умеют произносить гласные звуки на выдохе, демонстрируют знания о том, как переносить полученные знания в самостоятельную деятельность в детском саде и дома.
Цель: Развитие и коррекция речи детей.
Воспитательные задачи
Воспитывать активность, самостоятельность.
Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения, радоваться достигнутому результату.
Коррекционно-развивающие задачи
Формировать умение произвольного регулирования напряжения и расслабления мышц своего тела.
Закреплять навык диафрагмального дыхания.
Развивать плавность речи, силу голоса.
Развивать диалогическую и монологическую речь.
Развивать психические функции (внимание, память, мышление)
Развивать общую, артикуляционную моторику.
Развивать эмоциональную сферу детей, мимическую выразительность.
Развивать умение преодолевать трудности и страхи.
Развивать умение осуществлять самостоятельный выбор, делать самооценку.
Коррекционно-обучающие задачи
Актуализировать и расширять лексический словарь детей по теме «Зима».
Учить согласовывать прилагательные с существительными, употреблять слова в правильной грамматической форме.
Учить образовывать качественные существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Аня, Соня – контроль за звуком [Л]
Этапы деятельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность.
Беседа
Демонстрация Ребята, когда я шла к вам в группу ко мне в окно залетела снежинка, но она не простая, а волшебная.
Включается электронное письмо
Здравствуйте, мальчики и девочки! Большой привет Вам от жителей города красивой речи Мы приглашаем Вас в наш город, чтобы вы рассказали нам о времени года (зима, мы ничего о нём не знаем, ведь у нас всегда лето. Мы знаем, что вы умные, любознательные, сообразительные и сможете показать нам свои знания. Желаем успехов!
Жители города красивой речи.
-Что будем делать? (ответы детей) Дети свободно располагаются в группе.
Дети слушают учителя-логопеда, отвечают на вопросы. Привлечение внимания.
Дети проявили заинтересованность, готовность вступить во взаимодействие с педагогом.
2. Основной.
2.1 Упражнение «Воздушный шар»
Задача: развивать координацию речи с движениями
Беседа
Демонстрация
Упражнение.
-Как же нам попасть в город красивой речи?
-А на чём мы поедем? Он же далеко.
-На чём можно поехать зимой.
-А если очень быстро, да и транспорт нам нужен необычный (воздушный шар)
-Верно! Вот и нам он нужен. Мы его сейчас сделаем.
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда
Мы в город красивой речи летим, знанья показать хотим.
-Прежде чем отправиться в город красивой речи скажем наше заклинание:
-Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно, чётко говорим, потому, что не спешим.
-Ну вот, мы и прилетели.
-Ребята на каждой улице жители города красивой речи для нас придумали задания, они все о времени года зиме, покажем жителям города красивой речи, что мы знаем о зиме?
-Отправляемся в гости! Дети отвечают на вопросы.
Ответы детей.
Дети выполняют движения по тексту
Дети умеют согласовывать речь с движениями.
2.2 Упражнение «Вьюга»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Беседа
Демонстрация
Упражнение.
-Нас встречает улица «Дыхания»
-Дети давайте представим, что мы на снежной поляне. Все вокруг белым бело, какой здесь свежий морозный воздух, давайте подышим этим воздухом.
-А как надо правильно дышать
-Ах! Какой воздух!
-Но, вдруг, налетела вьюга, замела, закружила.
-Ребята, давайте попробуем изобразить вьюгу.
«Вьюга» 1- вдох носом; 2- на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга начинается); 3- вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!».
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо.)
Зашумел лес: «Ш-ш-п: ш-шь-шь».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
-Здорово ребята, вы большие молодцы! Вьюга утихла и мы можем отправляться дальше. Ответы детей.
Дети разводят руками и глубоко вдыхают.
Выполняют упражнение Дети умеют выполнять упражнения на дыхание и силу голоса.
2.3 Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
(Здоровьесберегающая
технология – биоэнергопластика)
Задача: Развивать подвижность артикуляционного аппарата, координацию движений кистей рук.
Демонстрация.
Упражнение
- Мы с вами попали
на улицу Торопышки
-Ребята мы туда пойдём? (нет)
-Почему?
-Вспомним наше заветное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре, громко, четко говорим, потому, что не спешим.
-А чтобы наши губки и язычок были послушными и управляемыми на этой улице нам надо сделать гимнастику.
Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу.
Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики сдулись.
Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Приготовили руки, язычки.
1. «Лопатка».
2. «Горка для спуска».
3. «Саночки».
4.»Сосулька».
5. Вдруг налетел ураганный ветер, открывает и закрывает форточку. Рот оп закрыт.
Молодцы! Справились с заданием, отправляемся дальше Отвечают на вопросы
Повторяют за педагогом движения кистей рук с движениями
артикуляционного аппарата.
Дети умеют выполнять артикуляционные упражнения.
2.4 Игровое упражнение, регулирующее мышечный тонус «Деревья»
Цель: устранение напряженности, скованности, воспитание свободы движений.
Демонстрация
Упражнение
Беседа
-Дети куда мы с вами попали.
-Правильно это «Парк»
1,2,3 повернись и в деревья превратись (качаем ветками вверху, внизу, ветки расслаблены, ноги, как корешки- деревьев вросли в землю (устойчиво) В какие деревья вы превратились? (ответы) А какое главное дерево нового года? (ответы) Отвечают на вопросы
Выполняют движения по тексту.
Дети умеют выполнять упражнения регулирующие мышечный тонус.
2.5 Игровое упражнение «Ёлка»
Цель: Автоматизация звука «Л»
Беседа
Упражнение Давайте вспомним наше упражнение про ёлку.
У ёлки иголки, колки, колки, колки. Какой звук выделяем голосом? (инд работа Аня М, Соня Г) Молодцы. Дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту. Дети умеют проговаривать звук»Л»
2.6 Игровое упражнение
со снежком.
«Назови ласково»
Цель :упражнять правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имени существительных с суффиксами
Беседа
Демонстрация
Дидактическая игра
-А хотите поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Кому я буду бросать снежок тот и говорит.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки
Холод- холодок Зима- зимушка.
1,2,3 повернись и в мальчиков и девочек превратись.
Молодцы! Справились с заданием, отправляемся дальше. Отвечают на вопросы
Дети называют уменьшительно-ласкательные слова от существительного
Дети умеют правильно образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
2.7 Игровое упражнение
«Назови как можно больше красивых слов»
Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными Беседа
Демонстрация
Дидактическая игра
- Мы с вами попали на улицу «Пауза»
-А, что такое пауза?
-На этой улице нам нужно выполнить задание.
«Назови как можно больше красивых слов»
-Я буду называть слова, а вы будите отвечать на вопросы какой, какая? какое?
Зима какая? - снежная, холодная, морозная.
Снег какой? - пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Ветер какой? -сильный, холодный, колючий.
Лёд какой?- холодный, твердый,
Отвечают на вопрос.
Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?
Дети умеют правильно подбирать эпитеты от существительного к прилагательному
2.8 Физминутка
Задача: снять мышечное напряжение Упражнение на координацию речи с движениями.
-А сейчас мы с вами немного отдохнем
«Как на горке снег, снег»
(Поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»,
И под горкой - снег, снег,
(Опустить руки вниз.)
И на ёлке -снег, снег.
(Соединить ладони над головой «домиком»)
И под ёлкой - снег, снег.
(Опустить руки вниз.)
А под снегом спит медведь, тише, тише, не шуметь Дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности.
2.9. Игровое упражнение «Правильно, неправильно»
Цель: Закрепить знания о характерных признаках зимы.
Развивать слуховое внимание, логическое мышление. Беседа
Дидактическая игра -Ой посмотрите, здесь ещё задание. Оно о зиме. Я его прочитала, но не поняла. Давайте я буду перечислять признаки зимы, если это бывает, вы хлопаете в ладоши, если нет вы топаете ногами.
-С неба падает снег, земля покрылась сугробами.
-Зимой очень жарко.
-Дети катаются на лыжах и санках.
-Зимой птицы прилетают из тёплых стран.
- Зимой очень холодно.
-На деревьях много листьев.
- Зимой люди одевают теплую одежду.
-На елке созрела земляника.
-Дети лепят снеговиков из земли, снега.
-Зимой можно купаться и загорать.
- Зимой мы встречаем 8 марта, новый год.
Молодцы! Вы исправили все ошибки и теперь мы точно знаем, что бывает зимой.
-Отправляемся дальше. Дети хлопают при правильных ответах если это бывает, если нет топают. Демонстрируют знания о характерных признаках зимы.
2.10 Драматизация сказки «Лесная школа для зверей»
Цель:
Продолжать развивать умение выстраивать монолог, вести диалог с собеседником.
Развивать умение преодолевать трудности и страхи. Сказкотерапия
Коррекция
Борьбы со страхам -Какая интересная улица «Театральная»
-Странно, здесь нет задания, а написано слово «Сказка»
-Как вы думаете, что это значит?
-Ребята, а давайте сейчас мы для жителей города красивой речи покажем сказку. (Лесная школа для зверей)
- Ребята, у меня есть снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, какая роль на ней изображена, если карточка пустая вы зритель.
-Ребята, а вы собак не боитесь. Правила поведения с собаками. Ответы детей.
Дети самостоятельно выбирают роли, исполняют роли проговаривая слова героев.
Отвечают на вопросы
Демонстрируют умение в жестах, мимике, выражать свое эмоциональное состояние и состояние персонажа.
Умеют преодолевают трудности и страхи.
2.11 Релаксация
Цель: Снять мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение Беседа
Упражнение -Куда мы попали? Это «Озеро спокойствия» Зимой оно всегда покрыто снегом, лед твердый, крепкий.
- Присели на минуточку, закройте глаза и слушайте мой голос, плечи расслабились, язычок наш отдыхает, вы слышите прекрасную музыку. Нам легко дышится, снежок медленно и плавно кружится и засыпает вас, вам тепло и приятно,1 по головке пробежал легкий ветерок, 2 вы всегда спокойны, 3 открываем глазки.
-Встали, стряхнули с себя снег. Молодцы! Дети отвечают на вопрос.
Выполняют упражнение по тексту Умеют расслабляться под музыку.
2.12 Упражнение на развитие дыхании, закрепление гласных звуков.
Цель:
Формирование у детей правильного речевого дыхания и артикуляции,
чтобы убрать зажатость нижней челюсти.
Беседа
Демонстрация
-Какая интересная улица «Музыкальная», что же мы будем на ней делать, как вы думаете (ответы детей) Правильно. Давайте посмотрим задание.
-А мы будем петь необычно, а гласными звуками, я вам буду показывать схемы, а вы будите этот звук петь, согласны. А петь мы будем песню. «В лесу родилась ёлочка"
-Я думаю жителям города красивой речи очень понравилась наша песня.
Молодцы ребята, справились и с этим заданием. Вот мы и побывали на всех улицах города красивой речи, выполнили все задания, и нам нужно отправляться обратно в детский сад.
- Давайте попрощаемся с городом красивой речи! Дети поют песню звуками под мелодию «В лесу родилась ёлочка» Дети умеют правильно произносить гласные звуки на выдохе.
2.13 Игровое упражнение «Воздушный шар»
Задача: развивать координацию речи с движениями
-А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой.
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся
Ждет родная сторона, надо нам попасть туда
-Ну вот, мы и прилетели. Дети отвечают на вопросы.
Выполняют движения по тексту
Дети умеют согласовывать речь с движениями.
3. Рефлексия деятельности
Задача: помочь детям сформулировать вывод о проделанной работе.
Беседа
Самооценка
- Ребята, зачем мы летали в гости в город красивой речи? (ответы детей)
- Как вы думаете, мы справились заданиями?
Показали свои знания о зиме жителям города красивой речи?
- Какие игры для вас оказались трудными?
-Как вы думаете кому мы можем рассказать о нашем путешествии?
- Возьмите белые снежинки, если испытывали затруднения при выполнении заданий и голубые снежинки, если трудностей у вас не возникло. Дети отвечают на вопросы
Оценивают свои знания.
Дети умеют формулировать вывод о проделанной работе.
4. Открытость
Задача: смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. Беседа
-Дети пока мы летели обратно в детский сад, к нам пришла посылка от наших друзей из города красивой речи. Это раскраски о зиме, чтобы вы раскрашивая, вспоминали город красивой речи.
-Ребята, а что мы пожелаем друг другу?
Чтобы день удачным был, чтобы каждый вас любил, не сердиться, не ругаться, а по чаще улыбаться.
Сдуть хорошее настроение всем.
Дети отвечают на вопросы.
Дети смотивированы на самостоятельную деятельность