Светлана Русина
Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности в средней группе «Воздух-невидимка».
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.
Цель: развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
- расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности в средней группе „Воздух-невидимка“,» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- способствовать формированию у детей познавательного интереса
- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми;
- закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;
- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу;
Методы и приемы:
- практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, трубочками, водой, салфетками, веерами; изготовление веера; физкультминутка «Ветер веет над полями…», игра «Водолаз»; работа с интерактивной доской, рисование в технике кляксография;
- наглядные: рассматривание;
- словесные: беседа, вопросы, загадки.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, бокалы с водой, коктейльные трубочки, контейнер с землей, пластилин, кусочки поролона, ложки, весы, воздушные шарики, салфетки бумажные, листы белой бумаги, жидкая гуашь, пластиковые трубочки, бумага;
Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности :
Двигательная: физкультминутки;
Игровая:игровая ситуация, подвижная игра, дидактическая игра;
Исследовательская : опыты
Коммуникативная: беседа, вопросы.
Логика образовательной деятельности
1 Сюрпризный момент: воспитатель обращает внимание детей на воздушного змея, к которому прикреплено письмо от марсиан. Зачитывает письмо. Дети заходят в зал, видят воздушного змея с письмом, внимательно слушают содержание письма. Активно взаимодействуют со взрослым и сверстниками.
2 Воспитатель предлагает провести первый опыт с воздухом. Взять пустые целлофановые пакеты и наполнить их воздухом. Затем проткнуть один из них и почувствовать, приложив к щеке, его движение. Дети проводят опыт с пакетом и воздухом. Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Сделан вывод о том, что воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать (так как пакет стал круглым и воздух выходил через дырочку в пакете).
3 Воспитатель проводит с детьми опыт на определение веса воздуха : «Что легче - воздух или вода?» Воспитатель наливает в стакан воду, и переворачивает его, предварительно выслушав версии детей о том, что произойдет с водой и воздухом. Дети внимательно наблюдают за опытом, делают выводы. Путем экспериментальной деятельности. Сделан вывод о том. Что воздух легче воды, поэтому он находится сверху, и вода не выливается из перевернутого стакана.
4 Воспитатель проводит игру «Водолаз». Дети предварительно "готовят" организм к "погружению" - делают вдох-выдох три раза, затем приседают - "погружаются" и сидят на корточках, кто сколько сможет. Кода воздух заканчивается, водолазы "всплывают" – встают. Закрепление свойств воздуха. Происходит смена деятельности детей. Дыхательная гимнастика.
5 Воспитатель проводит с детьми еще один опыт, как можно увидеть воздух. Дети дуют в стаканчики с водой через коктейльные трубочки, и наблюдают за обилием появившихся пузырей. Далее, поочередно ребята бросают в стаканчики пластилин, поролон, кусочек земли, и наблюдают, как отовсюду начинает выделяться воздух. В результате самостоятельно проведенных действий и внимательного наблюдения, сделан вывод о том. Что воздух есть везде, он находится вокруг нас в любом предмете. Развитие логического мышления, пополнение словарного запаса.
6 Воспитатель предлагает узнать, а имеет- ли воздух форму? Дети надувают воздушные шарики разной формы. Развитие мышления, логики. Тренировка дыхания. Дети делают вывод о том, что воздух принимает форму того предмета, в котором находится.
7 Воспитатель предлагает детям сделать веер и помахать им на себя, тем самым создать движение воздуха. Дети с удовольствием складывают из бумаги веер, следуя указаниям воспитателя. Развитие мелкой моторики. Проведение экспериментальной деятельности и заключения о том, что взмахи веера создают ветерок - движение воздуха. Значит, воздух есть, мы его можем почувствовать.
8 Воспитатель проводит игру «Ветер по морю гуляет».Проговаривает с детьми результаты игры-эксперимента.
Ребята опускают кораблики на воду и дуют на них быстро и медленно. Обсуждают увиденное, анализируют. Активно и доброжелательно взаимодействуют со сверстниками в решении игровых и познавательных задач. В результате игры подтверждают предыдущий вывод о том, что ветер и есть движение воздуха. И он может быть быстрым или медленным.
9 Дети с воспитателем отправляются к интерактивной доске. Проводит мультимедийную дидактическую игру «Кому нужен воздух?» Выполняют задания на интерактивной доске. Обобщают полученные знания, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения, слушают рекомендации воспитателя, закрепляют навыки владения работой с интерактивной доской.
10 Воспитатель предлагает воспитанникам попробовать нарисовать картины с помощью воздуха и гуаши. Показывает приемы «кляксографии», помогает детям. При помощи трубочек и гуаши наносят кляксы на бумагу, а затем «раздувают» разноцветные цветы. Развивают творческие навыки. Открывают новую технику рисования. Продолжают знакомиться со свойствами воздуха.
11 Воспитатель обращает внимание детей на блестящую коробочку, спрятанную за стульчиками. Раздает подарки от марсиан -мыльные пузыри. Выражают свои эмоции. Надувают мыльные пузыри. Делятся впечатлениями. Выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).