Беневша Магомедовна
Проведение исследовательской деятельности естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет «Воздух-невидимка».
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно – исследовательская, двигательная.
Тип: интегрированное.
Формы непосредственной образовательной деятельности : мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация исследования, беседа, ситуативный разговор, физминутка, совместные действия, наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Формы организации: подгруппа, индивидуальная, малыми подгруппами.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Проведение исследовательской деятельности естественнонаучной направленности для детей 5–6 лет „Воздух-невидимка“,» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
-Расширить и углубить знания детей о физических свойствах окружающего мира, предметно - практической деятельности.
-Учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами. Систематизировать группы предметов по заданным и самостоятельно обнаруженным свойствам, описывать словами.
-Формировать разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
-Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы - делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Развивающие:
-Развивать у детей общие познавательные способности (выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать закономерности).
-Поддерживать самостоятельную поисково – исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений).
-Расширять кругозор, обогащать опыт самостоятельной деятельности детей, наблюдательность, смекалку, любознательность, интерес к знакомым на первый взгляд вещам и происходящими с ними изменениями.
-Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, наблюдательность.
-Воспитывать уважение к труду взрослых, взаимопонимание между детьми.
Словарь новых слов: Не имеет форму, жидкость, сосуд.
Предварительная работа: Проведение бесед «Если б не было воздуха», «Зеленые лёгкие планеты». Изготовление метеостанции, вертушек, самолетиков. Наблюдение на улице: определяли силу и направление ветра.
Оборудование и материалы: Стаканы пустые и наполненные водой по количеству детей; прозрачные емкости с водой; наборы карточек с изображением предметов, живой и неживой природы; бейджики по количеству детей; трубочки по количеству детей, мыльные пузыри по количеству детей; два мяча; наборы животных; макеты мест обитания животных; полиэтиленовые пакеты по количеству детей; посылочный ящик; магнитофон; проектор.
Ход непосредственно – образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло необычное письмо. Давайте его послушаем. (Включить аудиозапись.)
«Здравствуйте, ребята! Мы, Жители Лесной поляны обращаемся к вам за помощью!
Нам стало известно, что вы много знаете о природе, любите ее и умеете наблюдать. Вы бережно относитесь к ней. Любите разные игры и исследования. Мы попали в беду, потеряли воздух. Ведь он невидимка и умеет прятаться. Помогите нам, пожалуйста! Нам его не хватает!»
Воспитатель: Ребята, что же делать?
Дети: Давайте им поможем.
Воспитатель: Тогда, предлагаю, найди этого «невидимку» и познакомиться с ним поближе. А, давайте посмотрим фильм про этого невидимку. (Просмотр фильма)
Воспитатель: Жителям Лесной поляны нужен воздух, а нам он нужен?
Дети: Нужен.
Воспитатель: А, зачем?
Дети: Мы им дышим.
Воспитатель: Давайте проверим, нужен ли нам воздух. Закройте рот и зажмите пальцами нос. Трудно было не дышать?
Дети: Трудно.
Воспитатель: Что хочется сделать?
Дети: Открыть рот, дышать носом.
Воспитатель: Может человек жить без воздуха?
Дети: Не может.
Воспитатель: Ребята, а может, мы отдадим воздух Жителям Лесной поляны?
Дети: Нет.
Воспитатель: А, почему?
Дети: Люди без воздуха не могут обойтись.
Воспитатель: Ну, что же нам делать, ведь мы же хотим помочь. Куда надо отправиться?
Дети: В лабораторию.
Воспитатель: Для чего нужны научные лаборатории?
Дети: Исследуют, проводят эксперименты.
Воспитатель: Случайные люди не попадают в научные лаборатории. Кто там работает? Дети: Ученые, научные сотрудники, лаборанты.
Воспитатель: Что они делают?
Дети: Изучают, исследуют, проводят опыты.
Воспитатель: В лаборатории не должно быть лишних предметов, а должны быть специальные приборы, а давайте проверим, знаете ли вы их.
Дидактическая игра «Убери лишний предмет». (Все дети)
Воспитатель: Давайте назовем, какие предметы есть в лаборатории.
Дети: Микроскоп, колба, пипетка, лупа, пинцет, пробирка.
Воспитатель: Нет лишних предметов?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ну, что настало время отправиться в научный исследовательский институт, где нужные предметы помогут нам обнаружить воздух. На чем, мы отправимся? Вы, знаете, у меня есть необычное изобретение «Пульт времени», возьмитесь крепко за руки.
Имитация передвижения.
Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в научно – исследовательский институт. А, вы хотели бы стать научным сотрудникам?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда, одевайте специальную одежду: бахилы, халаты, колпаки, перчатки, (имитация, бейджики. Здравствуйте, дорогие ученые! Я, предлагаю вам отправиться в первую лабораторию. Но, попасть мы сможем, если назовем код.
Воспитатель: Девочки - разложите времена года по порядку, мальчики – части суток по порядку. (Дети последовательно выкладывают картинки) Назовите, что у вас получилось.
1 лаборатория.
(сначала выполняет воспитатель, затем дети)
Воспитатель: Что вы видите на столе?
Дети: Стаканы, контейнеры с водой.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли что-нибудь в этом стакане?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Давайте опустим стакан в воду вверх дном. Что получается? Попадает вода в стакан?
Дети: Нет.
Воспитатель: Дорогие ученые, а теперь попробуйте и вы провести этот опыт. Только стакан надо держать ровно.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в стакане нет воды?
Дети : Воздух не пускает.
Воспитатель: Мы ничего не видим в стакане, какой же он?
Дети: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель: Так, где же находится воздух?
Дети: Воздух находится вокруг нас, в окружающей среде.
Воспитатель: Давайте пойдем в другую лабораторию. Попасть мы сможем, если назовем код.
Надо отделить живую природу от неживой природы. (Дети распределяют карточки) Назовите живую природу, не живую природу.
2 лаборатория.
Воспитатель: Уважаемые ученые. Как вы думаете, в организме человека есть воздух?
Дети: Конечно, есть.
Воспитатель: А, как мы это сможем проверить? Что вы видите на столе?
Дети: Трубочки, стаканы с водой.
Воспитатель: Как нам эти предметы помогут обнаружить воздух?
Дети: Надо подуть в трубочки.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите трубочку, подуйте в нее на ладонь. Что вы ощутили?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А, можно его увидеть? А, как?
Дети: Подуть через трубочку в стакан с водой.
Воспитатель: Давайте проверим. У вас получилось? Откуда взялись пузырьки в стакане?
Дети: Мы дули в трубочку.
Воспитатель: Что это за пузырьки?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Что можно сказать про воздух?
Дети: Его можно увидеть и почувствовать.
Воспитатель: Давайте отправимся в другую лабораторию. Попасть мы сможем, если назовем код. Надо провести зарядку для всего тела. А, вы знаете зарядку для всего тела? Физминутка «Мое тело».
3 лаборатория.
Воспитатель: Дорогие ученые, кто из вас пускал мыльные пузыри?
Дети: Все. Воспитатель: Какие они – вы помните? Что они умеют делать?
Дети: Летать.
Воспитатель: А, может внутри пузырей мыло? Давайте воспользуемся своим воздухом и надуем мыльные пузыри. Почему пузыри летают? Какие они?
Дети: Легкие, потому что в них воздух.
Воспитатель: Правильно, дорогие ученые, без воздуха шар не полетит. Давайте отправимся в другую лабораторию. Попасть мы сможем, если назовем код. Надо последовательно выложить что сначала, а что потом.
4 лаборатория.
Воспитатель: Дорогие ученые, посмотрите, чем отличаются эти мячи. В каком мяче больше воздуха? А, как проверить?
Дети: Один мяч хорошо отпрыгивает от пола, а другой плохо.
Воспитатель: Значит, воздуха бывает много и мало. Вы согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: Давайте отправимся в другую лабораторию. Попасть мы сможем, если назовем код. Надо распределить животных по местам их обитания.
5 лаборатория.
Воспитатель: А, вы когда - нибудь ловили воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: А, чем его можно ловить? А хотите поймать воздух?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Давайте попробуем. Возьмите полиэтиленовый пакет, подбросьте или просто помашите им и завяжите узелком или крепко зажмите в кулак. Что случилось с пакетом?
Дети: Он надулся.
Воспитатель: Что находится сейчас в пакете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А, что надо сделать, чтобы воздух остался в пакете?
Дети: Завязать. (Завязывают)
Воспитатель: Дорогие ученые, наша лаборатория закрывается. Ну, нам пора отправляться в детский сад. Снимайте халаты, бахилы, колпаки, перчатки.
Воспитатель: Держитесь крепко за руки.
Имитация передвижения. (Под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Ну, вот мы снова в нашем детском саду. Ребята, а как бы нам можно помочь Жителям Лесной поляны, что же мы можем сделать?
Дети: Отправить им воздух.
Воспитатель: У меня есть посылочный ящик, давайте пакеты с воздухом, отправим Жителям Лесной поляны. Я думаю, что они будут вам благодарны. А, что нового вы узнали? Где мы сегодня побывали? Какие опыты запомнили? Какой опыт проведете дома для мамы и папы?