Сергина Ольга
Конструкт организации образовательной деятельности «Знакомство с геометрическими фигурами»
▼ Скачать +Заказ
Группа: вторая младшая.
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений.
Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема: «Знакомство с геометрическими фигурами»
Виды деятельности : познавательная, игровая, двигательная.
Формы организации : занятие - игра.
Публикация «Конструкт организации образовательной деятельности „Знакомство с геометрическими фигурами“» размещена в разделах
Форма организации деятельности : групповая, индивидуальная.
Планируемый результат:
- дети демонстрируют желание трудиться дружно;
- проявляют интерес к играм, задачам, требующим интеллектуального усилия;
- дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, воображение; проявляют самостоятельность;
- у детей развита зрительно-моторная координация, воображение и творчество;
- дети видят в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника);
- дети составляют изображения предметов из геометрических фигур.
Цель: познакомить детей с геометрическими формами - кругом, квадратом, треугольником.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности Задачи
с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать воспитателя;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- прививать интерес к геометрическим фигурам;
- воспитывать интерес к играм, задачам, требующим интеллектуального усилия.
Развивающие:
- развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;
- развивать логическое мышление детей (учить выбирать фигуры, опираясь на цвет и форму);
- развивать творческие способности; развивать мелкую моторику рук;
- развивать двигательную активность детей;
- развивать у детей умение обследовать фигуры тактильно-зрительным способом.
Обучающие:
- познакомить детей с геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат);
- учить детей обследовать фигуры (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окружающей среды). У Семы:
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Список использованной литературы.
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М: Мозаика-Синтез, 2015 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений». Вторая младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип активности.
Методы воспитания: поощрение, мотивация к деятельности, создание положительного эмоционального фона.
Методы обучения: беседа, иллюстрация, демонстрация, игра, показ, объяснение, упражнение, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием.
Оборудование: игрушка щенок «Бобик», волшебная коробочка, геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, дидактическая игра
«Назови меня», дидактическая игра «Найди и назови», дидактическая игра «Найди похожие предметы», геометрические фигуры для аппликации, клей, белые листы, салфетки, кисти.
Этапы деятельности Методы обучения Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на
совместную деятельность
Задача: организовать и с мотивировать детей на совместную деятельность. - беседа
- стимулирование занимательным содержанием
- Ребята, сегодня к нам пришел в гости щенок. Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются).
- Зовут его «Бобик». Он очень любит веселится и играть. И для вас он приготовил интересные игры и хочет свами поиграть.
- А вы хотите поиграть с ним?
- Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с нашим гостем с щенком «Бобиком».
Дети слушают педагога, отвечают на вопросы.
Дети готовы к предстоящей
деятельности, проявляют инициативу и любознательность.
2. Основная часть.
2.1. Дидактическая игра
«Назови меня»
Задачи:
- познакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник);
- узнавать и называть цвета геометрических фигур;
- формировать навык сходства с предметами окружающей среды.
- беседа
- иллюстрация
- объяснение
- поощрение
Педагог крепит на фланелеграф картинки с изображением предметов, схожие по форме на геометрические фигуры.
- Ребята, Бобик к нам в гости пришел и принес с собой волшебную коробочку, давайте посмотрим, что же у него лежит в коробочке?
Педагог достает из коробочки геометрическую фигуру - круг и крепит его на фланелеграф.
- Ребята, что это за фигура? Наш гость не знает, это фигура. (Круг).
- Молодцы - это круг! Давайте вместе скажем - это круг.
Педагог индивидуально по очереди спрашивает каждого ребенка
- Что это за фигура?
- А какого цвета наш круг? (красный).
- Молодцы, круг красного цвета. Повторите за мной - круг красного цвета.
- Давайте вместе со мной в воздухе нарисуем круг. Круг на что похож? (солнышко, шарик, колесо)
- Посмотрим, что же еще есть в нашей коробочке.
Педагог достает из коробочки геометрическую фигуру - квадрат и крепит его на фланелеграф.
- Кто знает, как называется это фигура?
- Это фигура называется квадрат. Повторите за мной - это квадрат. Педагог индивидуально по очереди спрашивает каждого ребенка.
- Как называется это фигура?
- Какого цвета квадрат? (зеленый)
- Квадрат зеленого цвета.
- У квадрата есть четыре угла, и четыре стороны, он на что похож посмотрите? (стол, книга, телевизор)
- Ой, в волшебной коробочке еще что-то лежит?
Педагог достает из коробочки геометрическую фигуру - треугольник и крепит его на фланелеграф.
- Кто знает, как называется это фигура? (треугольник)
- Это фигура называется треугольник. Повторите за мной - это треугольник.
Педагог индивидуально по очереди спрашивает каждого ребенка.
- Как называется это фигура?
- Какого цвета треугольник? (желтый)
- Ребята, у треугольника есть три угла, посмотрите, я их покажу.
- Что есть у треугольника? (углы)
- Повторите со мной углы.
- Еще у треугольника есть стороны. Показываю, посмотрите. Вот сторона, еще сторона, и еще сторона. Что я показываю? (стороны).
- Треугольник на что похож? (крыша, пирамида, пирожное)
- Молодцы ребята, теперь Бобик знает, как называются геометрические фигуры! Дети внимательно слушают педагога, проговаривают названия геометрических фигур, называют их цвет и
высказывают предположения о том на что похожи фигуры.
Дети знакомятся с геометрическими фигурами, и называют их (круг, квадрат, треугольник).
Дети узнают и называют цвет геометрических фигур.
Дети находят сходства с предметами
окружающей среды.
2.2 Дидактическая игра «Найди и назови».
Задачи:
- сформировать навык находить и называть геометрическую фигуру (квадрат, круг, треугольник);
- научить выбирать фигуры, опираясь на цвет и форму. - беседа
- объяснение
- игра
Педагог на фланелеграфе раскладывает в беспорядке 10 геометрических фигур разного цвета и размера.
- Ребята посмотрите у меня на доске висят геометрические фигуры, рассмотрите их.
- Я буду вам говорить.
- «Найдите большой красный круг?».
- Ребята найдите и покажите мне эту геометрическую фигуру.
- «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д.
Ребенок, правильно и быстро показавший фигуру, берет ее себе.
Дети находят и называют геометрические фигуры, определяют размер и цвет.
Дети демонстрируют навык знания геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).
Дети выбирают фигуры, опираясь на цвет и форму.
Физминутка.
Задача:
способствовать снятию нервного и мышечного напряжения. - показ
- художественное слово Педагог приглашает детей на ковер.
- Ребята, Бобик говорит, что он устал и хочет потанцевать. Вы, наверно, тоже устали?
Давайте вместе с ним мы потанцуем.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три! Дети выполняют движения по тексту и по показу педагога. Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной деятельности.
2.3 Дидактическая игра «Найди похожие предметы»
Задачи:
- учить соотносить форму предметов (карточки) с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник);
- развивать геометрическую зоркость : умение анализировать и сравнивать предметы по форме. - беседа
- объяснение
- демонстрация
- игра
- поощрение Педагог приглашает детей пройти за столы.
- Ребята, я вам раздаю геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) у кого какая фигура. На столе у вас лежат карточки с изображением, вам нужно выбрать похожие картинки на ту фигуру которую я вам раздам.
Педагог следит за правильностью выполнения задания, корректирует действия детей.
- Молодцы ребята вы, выполняли правильно! Наш щенок Бобик хочет для своих друзей сделать подарки. Но, он не знает, как начать делать подарки из геометрических фигур. Ребята давайте поможем Бобику?
Дети, внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, соотносят геометрические фигуры и картинки. Дети соотносят форму предметов с геометрическими фигурами (квадрата, круга, треугольника).
Дети сравнивают предметы по форме.
2.4 Дидактическое упражнение «Выложи из геометрических фигур»
Задачи:
- учить составлять изображения предметов из геометрических фигур;
- развивать зрительно-моторную координацию, воображение и творчество;
- воспитывать самостоятельность. - беседа
- упражнение
- иллюстрация
- поощрение - Ребята, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры и из них будем делать аппликацию по желанию.
Педагог показывает примеры работ из геометрических фигур, и крепит их на фланелеграф.
- Что мы можем сделать? (дом, ракету, машину и т. д.)
Дети приступают к заданию, самостоятельно придумывая предметы из фигур.
- Молодцы! К сожалению, нашему веселому щенку Бобику пора возвращаться домой.
После окончания работы рассматривают свои аппликации из геометрических фигур. Затем дети вместе с педагогом помещают их в волшебную коробочку и отдают Бобику, и прощаются с гостем. Дети слушают педагога, отвечают на вопросы. Дети составляют изображения предметов из геометрических фигур.
У детей развита зрительно-моторная координация, воображение и творчество.
Дети самостоятельны.
3. Подведение итогов ОД.
Задача:
развивать умение анализировать процесс и результат совместной деятельности. - беседа
- поощрение - Ребята, кто сегодня к нам в гости приходил?
- С какими геометрическими фигурами мы сегодня познакомились?
- Правильно, молодцы!
- Что вам понравилось больше всего?
- Щенку Бобику очень понравилось у нас в гостях!
- А в какие ещё игры вы бы хотели поиграть с Бобиком?
- Бобик обязательно для вас их приготовит, и придет свами еще поиграть. Дети слушают педагога, отвечают на вопросы. Дети демонстрируют умение анализировать процесс и результат собственной деятельности.
4. Открытость.
Задача:
сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. - беседа - Ребята, когда вы сегодня пойдёте домой, то поищите на улице предметы круглой и квадратной и треугольной формы.
Дети слушают педагога, прощаются с гостем. Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.